Верные госдолгу

187

Нижегородская область проводит рискованную кредитную политику и, похоже, входит в федеральный перечень регионов, чьей структурой госдолга Минфин РФ недоволен. Нижегородцев в бюджетную кухню предпочитают не посвящать.

 

Для начала немного цифр. По состоянию на 1 января 2017 года госдолг Нижегородской области составлял 78,424 млрд рублей. Это на 11,2 млрд рублей (на 17%) больше, чем по состоянию на 1 декабря 2016 года, когда госдолг составлял 67,19 млрд рублей. Структура госдолга: 27 млрд рублей — кредиты коммерческих банков, 19,4 млрд рублей — бюджетные кредиты, 31,6 млрд рублей приходится на займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, и 400 млн рублей составляют госгарантии. Расходы на обслуживание долга составляют 5,2 млрд рублей при лимите на 2016 год в размере 5,6 млрд рублей.

Такой рост госдолга вызвал понятную реакцию федерального Минфина, который в 2016 году провозгласил борьбу с госдолгом в регионах.  Глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила на Инвестфоруме в Сочи, что целый ряд регионов набрал к концу 2016 года кредитов в коммерческих банках и перечеркнул всю работу по сокращению объема госдолга. Судя по структуре долгов, Нижегородская область входит в число субъектов, которые не справляются: кредиты коммерческих банков значительно превышают бюджетные. Голикова обратила внимание и на низкое качество финансового планирования в субъектах Федерации.

По мнению финансовых аналитиков агентства S&P, доля банковских заимствований региона в размере 30% от текущих доходов – критическая. Такой уровень задолженности перед коммерческими банками говорит уже о том, что своевременное и полное погашение долга невозможно. При этом эксперты уточняют, что регион с достаточным потенциалом для развития должен иметь не более 15% банковских кредитов в структуре госдолга. В Нижегородской области эта планка уже превышена и составляет уже 34,6%. Это значит, что нет надежды не только на погашение кредитов в обозримом будущем, но и на развитие территории.

Не утешает даже любовь нижегородского правительства к выпуску ценных бумаг. Глава Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатерина Трофимова отметила в СМИ, что «регионы переплачивают как за банковский, так и за облигационный долг». И в этом свете 31,6 млрд рублей облигационных займов у Нижегородской области тоже пугают.

Позиция минфина Нижегородской области очень простая – не хотелось бы превысить общую планку долга в 75% от доходов, но сразу же оговариваются: в федеральном законе прописана максимальная планка 100%. Структура долга их вообще не волнует. А ведь достижение критических значений будет говорить о бюджетном крахе.

Признаки бюджетного провала нижегородцы наблюдают уже на протяжении нескольких лет: закрытие школ, больниц и поликлиник в селах и райцентрах, отказ от адекватной индексации соцвыплат и льгот населению, изъятие ранее выданных льгот у пенсионеров и ветеранов, неоднократное в течение года повышение тарифов на ЖКХ. Стоит отметить и недополучение муниципалитетами субсидий и субвенций – в условиях централизации регионального бюджета это говорит об удушении городов и сёл областными властями. К сожалению, этот перечень негативных явлений будет только пополняться.

Власти не забывают единственный неисчерпаемый источник безвозвратных заимствований – народный карман. Именно население расплатится за финансовую безграмотность властей и их дорогостоящие игрушки в виде стадионов, дворцов правительства, высокопоставленных дач в охраняемых лесах, вертолетов и яхт.