Сироты нижегородские

1058

КПРФ обнаружила очередной провал в соцполитике властей

Когда речь заходит на тему сирот, то обычно всех тянет на юмор в стиле Ильфа и Петрова: богоугодное заведение голубого воришки Альхена или сбор средств Бендером и Воробьяниновым у обывателей в Старгороде на нужды детей, оставшихся без призора. В Нижегородской области изобретен очень не смешной способ оставления сирот, достигших 18-летия, без законного жилья. С этим явлением решили бороться фракции КПРФ в Законодательном Собрании и Думе Нижнего Новгорода. Дело в том, что сироты остаются без крыши над головой на стыке полномочий регионального правительства и муниципалитетов.

Обеспечение жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это так называемые государственные полномочия. Финансирование тут осуществляется примерно следующим образом. Федеральный и региональный бюджеты в пропорции примерно «35 на 65» выделяют средства на обеспечение жильем сирот. Основные деньги — областные! Далее средства поступают в муниципалитеты, которые ведут очередность получателей данных целевых средств. И, наконец, сиротам приобретается квартиры. До 2015 года ситуация тут была относительно контролируемой. А с 2015 года что-то сломалось в ранее отлаженном механизме.

Несколько статистических данных. В 2015 году количество сирот, включенных в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Нижегородской области составляло 1711 человек. Их них получили квартиры только 250. При этом в 12 случаях сироты обратившись в суд, получили на руки вступившее в силу судебное решение. В 2016 году в списках было уже 2140 сирот. Получили жилье опять же 250 детей-сирот. Суды выиграли 9 человек. На 1 октября 2016 года бесквартирных сирот стало еще больше — 2558. Но квартиры в 2017 году получат всего 224 человека, меньше, чем в прошлые годы. Зато сироты активнее пошли в суды. Там уже 29 решений, которые вступили в законную силу в пользу детей-сирот.

Причина того, что сироты в квартирном вопросе остаются без помощи, проста. Один на один с сиротами де-факто оставлены муниципалитеты, хотя полномочия тут, как уже говорилось, государственные. В суды дети-сироты тоже подают на органы местного самоуправления, а не на министерство социальной политики. Понятно, что в судах выносятся решения в пользу бесквартирных детей, которые остались без родителей. Обязательства в судах накладываются опять-таки на муниципалитеты. Областное правительство тут полностью в стороне. Соответственно, в Белом доме никто и в ус не дует по поводу плачевного положения дел с сиротами.

В бюджете Нижегородской области на 2017 год обязательства перед ними заложены минимально, без учета огромной очереди в 2,5 тысячи живых душ. А скоро в эту очередь вольются еще тысячи детей — сирот. Для информации, их сейчас в области примерно 11 тысяч!

Выясняется, что несмотря на мольбы муниципальных юристов к минсоцполитики поучаствовать в судебных процессах, социальное ведомство самоустранилось. Мол, нет стольких сотрудников, чтобы по районным судам разъезжать. Когда этот вопрос обсуждался при принятии областного бюджета во втором чтении на 2017 год, депутаты возмущались: «Как это так, почему область бросила муниципалитеты в этих спорах, а если бы сироты требовали не выполнения обязательств перед ними, а денежных средств, которые им должны на приобретение жилых помещений, ведь расчетные счета администраций могли быть арестованы?» На это коллеги из фракции КПРФ резонно ответили: «Что это такое, вы хотите сказать, что надо в судах выступать не на стороне сирот, а на другой стороне, чтобы счета администраций не блокировали? Вроде как, мы за сирот или что?»

После этого все остудились. Действительно, надо в первую очередь помочь сиротам. Выясняется, что региональное правительство просто жалуется на то, что из федерального бюджета поступает недостаточное количество средств. При этом, мы ни разу не слышали, чтобы глава Нижегородской области Валерий Шанцев публично говорил о том, что он выбивает средства из Федерации на квартиры детям-сиротам, которые достигли 18-летнего возраста. В какое положение их, кому и так ужасно не повезло на старте жизни,ставит власть, уже на старте самостоятельности?Понятно,что чиновники действуют примерно так: мы все сидим тихо и ждем, пока сироты не пройдут все круги ада в судах и не принесут «судебный приговор». После этого решения суда с грехом пополам выполняются. Вот и весь алгоритм обеспечения жильем детей-сирот. Когда припрут к стенке бумагой, невыполнение которой грозит тюрьмой.

Фракции КПРФ в ЗСНО и Думе Нижнего Новгорода предлагают состыковать правительство области и администрацию города в решении проблемы жилья для детей-сирот. Сейчас в нижегородской очереди 367 сирот. При нынешних темпах обеспечения жильем только на них потребуется 10 — 11 лет. Если соединить усилия всех сторон, нажать на область, а далее на Федерацию, то проблему можно решить. Надо прямо сказать, что государство не выполняет перед наиболее уязвимыми гражданами своих законных обязательств. При этом есть масса, нежно скажем, необязательных расходов. Как это будут объяснять депутаты, встречаясь с сиротами? Это относится не только к депутатам-коммунистам, но и ко всем прочим.

Кстати, как только эта тема попала в поле зрения депутатского корпуса и СМИ, то сразу нашлись какие-то «заначки» на несколько квартир для детей-сирот. В частности, по Арзамасу тут же пообещали средства на 4 квартиры. Вообще, субвенции на эти цели год от года не растут. Оставаясь примерно на одном уровне — около 280 миллионов рулей в год.

Проблема от общественности до сих пор скрывалась, но в минсоцполитике она очень хорошо известна. Тут нужно увеличение субсидий в разы. Примерно до миллиарда рублей в год. Иначе, надо снимать с работы всех: от губернатора до конкретных ответственных чиновников.

По материалам zanoza-nn.org