Работающие. Нищие. Твои.

1308

Федеральное правительство впало в оптимизм. Оно снизило прожиточный минимум на 200 рублей, ссылаясь на замедление инфляции и наступающее улучшение жизни. Но факты — вещь упрямая: среди работающих россиян 27,5% — бедные, а 11% — откровенно нищие. И они пока просвета не видят.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, уже ранее отмечавший, что кризис позади, подписал постановление о снижении величины прожиточного минимума для работающих россиян на 2%, то есть с 9 899 рублей до 9 691 рубля. Не обошел заботой Дмитрий Анатольевич ни старых, ни малых: для пенсионеров прожиточный минимум был снижен на 1,7%, а для детей — на 2,4%.

При этом россиян попросили не паниковать. Мол, снижение прожиточного минимума вовсе не означает, что правительство РФ прогнозирует снижение уровня жизни российских граждан. Все дело, оказывается в замедлении темпов инфляции и неумолимо улучшающейся жизни. Тот факт, что сами россияне не замечают снижения цен и роста зарплат, федеральных чиновников не заботит.

Кстати, об инфляции и ее замедлении: за три года накопленная инфляция в России составила 33%! А вот о росте зарплат на ту же величину говорить не приходится. Росстат проанализировал показатели и пришел к шокирующему выводу: каждому десятому российскому работнику не хватает зарплаты на еду. Среди работающих россиян 27,5% — бедные, а 11% —нищие.

Критерием бедности в Росстате считают как раз прожиточный минимум трудоспособного населения. Это стоимость набора продуктов и услуг, необходимых для выживания. Если зарплата равна этому минимуму, то получающий ее находился как раз на грани между бедностью и нищетой. Зарабатывающий сумму в два раза большую может прокормить себя и еще одного такого же бедняка из числа членов семьи.  А вот зарабатывающий меньше минимума переходит уже в категорию нищих: этот гражданин, заплатив за ЖКУ, не может позволить себе даже стандартное питание и пользование общественным транспортом, не говоря уже о покупке одежды, обуви, предметов гигиены. В итоге почти 40% наемных работников находится у черты бедности или за этой чертой.

Больше всего бедных и нищих работников в сельском хозяйстве (93%), легкой промышленности (93%), образовании (87%), здравоохранении (85%), предоставлении коммунальных, социальных и прочих услуг, включая культуру и спорт (83%). Заработок на уровне нищеты получают 1 млн работников образования (каждый пятый), 0,5 млн медиков (примерно каждый седьмой), 0,3 млн работников (каждый пятый) в сфере коммунальных и социальных услуг, включая услуги культуры и спорта.

Разумеется, эти данные меняются. И не  лучшую сторону. За 2016 год доходы населения, по данным Росстата, сократились на 5,9%. И если говорить честно, то падение доходов продолжается уже три года подряд. По сравнению с 2015 годом темпы сокращения доходов ускорились более чем на 84%, или почти вдвое (в 2015 году реальные доходы сократились на 3,2%). По сравнению с 2014 годом сокращение реальных доходов ускорилось более чем в восемь раз (было минус 0,7%). Эксперты уже отмечают, что россияне привыкают к снижению потребительских стандартов, то есть смиряются с тем, что зачастую не могут позволить себе самого необходимого.  По подсчетам экспертов Высшей школы экономики, в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывал 41% россиян.
А теперь важно понять, зачем федеральному правительству снижать прожиточный минимум. Основных причин две: улучшить статистику и сэкономить на социальных выплатах, которые зависят от прожиточного минимума. Снизив этот минимум на 200 рублей, правительство автоматически увеличило количество финансово благополучных россиян. А ставшим благополучными пособия не полагаются. Бюджетный эффект не озвучен, но в масштабах страны он исчисляется в миллиардах рублей.

Пенсионерам, которым прожиточный минимум тоже подрезали, пока снижение этого показателя не повредит. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению проводится регулярно, и для этого расчета используют соотношение прожиточного минимума пенсионера прошедшего года к позапрошлому. Но отношение размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет резко снижаться как раз в 2017–2019 годах, а социальные пенсии в 2018 году упадут ниже прожиточного минимума. Такие расчеты сделал Пенсионный фонд на основе прогноза Минэкономразвития.

Правительство Нижегородской области тонко уловило этот федеральный тренд и, снизив с 2017 года критерий нуждаемости для ветеранов и пенсионеров с 27 тысяч до 20 тысяч рублей, сэкономило не менее 1 млрд рублей на льготах старикам. Так что армия работающих нищих в регионе пополнилась бедствующими пенсионерами.

Словом, «конец кризиса», по мнению власти, выглядит как-то так. Главное, чтобы нищее население нашло в себе силы пережить этот «экономический подъем».