Роман Кабешев: «Рост тарифа на вывоз мусора должен быть минимальным!»

521

Редакция официального сайта НРО КПРФ (kompas-rf.ru) встретилась с депутатом фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области, заместителем председателя комитета по экологии и природопользованию Романом Кабешевым, чтобы подробнее узнать о грядущей реформе в сфере вывоза и обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

 

 

Роман Владимирович, расскажите, что представляет из себя реформа в сфере вывоза и обращения с ТКО?

На рубеже 2015-2016 годов в федеральное законодательство об отходах производства и накопления были внесены существенные изменения: кардинально поменялся подход ко всем этапам обращения с ТКО – от вывоза до хранения и утилизации. В каждом субъекте Российской Федерации должны быть определены, так называемые, региональные операторы – юридические лица, которые будут вывозить ТКО с закрепленной за ними территории и размещать его на специальных полигонах. Кроме того, региональные власти должны разработать территориальную схему, содержащую зоны ответственности каждого регионального оператора и способы доставки ТКО на полигоны. Также изменился и подход к тарифообразованию – размера платы за вышеуказанные услуги.

В Нижегородской области территориальная схема уже разработана?

 Да, есть рабочий проект. Он предусматривает создание на всю область 9 специализированных полигонов для размещения и хранения ТКО. Каждый полигон будет обслуживать одна организация. Однако, на данный момент построено и введено в эксплуатацию только 5 из 9 полигонов. Остальные полигоны предполагается вводить постепенно. Также территория области поделена между региональными операторами. Мое глубокое убеждение, что существующая территориальная схема должна быть пересмотрена и, самое главное, должны пройти полноценные общественные слушания с участием представителей экологического сообщества и жителей муниципальных образований.

Тарифообразование. Каким образом формируется тариф и итоговая сумма в квитанции?

 Тариф будет утверждаться службой по тарифам. Региональные операторы направляют свою пожелание о величине тарифа в региональную службу по тарифам с приложением документов, подтверждающих экономическое обоснование желаемого тарифа – раскрывают свои расходы, которые должен компенсировать тариф, и надбавку, обеспечивающую доход регионального оператора. В квитанциях же мы увидим итоговую сумму, складывающуюся из трех компонентов – тарифа, утвержденного областным Правительством норматива накопления и способа взимания платежа. Способ взимания в различен в регионах – от площади помещения, либо от числа зарегистрированных в помещении лиц. У нас в области рабочим вариантом является взимание платы за квадратный метр жилья.

Что такое норматив накопления и как областное Правительство его определило?

Если говорить простым языком, то норматив накопления ТКО – это сколько в среднем коммунальных отходов (мусора) генерируется с одного дома, квартира, человека. Способ определения утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов”. Именно по методике, содержащейся в указанном постановлении наше областное Правительство должно определить норматив накопления на территории Нижегородской области.

 

На прошлой неделе была новость о Вашем обращении в адрес Прокурора Нижегородской области с просьбой проверить законность определения норматива накопления. Расскажите в чем Вы считаете нарушено законодательство?

Правительство Российской Федерации определило методику – замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Рекомендуемые сроки проведения замеров: зима – декабрь, январь; весна – апрель; лето – июнь, июль; осень – сентябрь, октябрь. При этом регионы лишены какой-либо возможности не производить замеры по какому-либо сезону. В свою очередь Правительство Нижегородской области не включило в расчет зиму, и основывает свой расчет только на трёх сезонах – без учета зимы, что является нарушением федеральной методики.

В чём  опасность для плательщиков в подобном подходе со стороны областного Правительства к расчету норматива накопления?

Больше всего от подобного подхода пострадают садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества. Ведь в зимний период жизнедеятельность, а соответственно деятельность по образованию отходов, в садоводческих кооперативах и товариществах сведена к минимуму. В данном случае не учет всех 4 сезонов приводит к необоснованному завышению нормативов образования отходов, а, следовательно, к необоснованно увеличенной финансовой нагрузке на членов садоводческих кооперативов и садово-огородных товариществ. Данное замечание справедливо и в отношении иных категорий  – частных домовладений, объектов торговли, общественного питания и других.

Есть ли у Вас информацию о заявленных региональными операторами размеров тарифа на вывоз ТКО?

Да, такая информация у нас есть. Региональные операторы просят утвердить тариф от 628 рублей 22 копеек за кубометр до 1 538 рублей за кубометр в зависимости от регионального оператора, обслуживающего территорию. Ожидается, что служба по тарифам примет решение до 20 декабря 2018 года.

Вы полагаете, что запрошенный размер тарифа приемлемый?

Нет. Запрошенный размер является сверх завышенным. Даже уже на федеральном уровне это заметили. Председатель комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации Владимир Бурматов в недавнем интервью заявил, что в Нижнем Новгороде семья из трёх человек ежемесячно платит за вывоз мусора в среднем 24 рубля, а ей с нового года предложат выкладывать более 400 рублей. То есть платёж вырастет на 1500 процентов. Объяснить такой рост тарифов не может не повышение НДС, не плата за негативное воздействие, которые ложатся на региональных операторов.

Какие действия планирует предпринять фракция КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области, чтобы не допустить подобного роста стоимости коммунальной услуги?

Фракцией КПРФ разработан алгоритм последовательных действий. Первым шагом стало обращение в адрес Прокурора области о возможных нарушениях в подходе регионального Правительства при определении норматива накопления ТКО. Следующий шаг предпримем когда будут утверждены тарифы для региональных операторов.

Все субъекты Российской Федерации ожидает такое повышение тарифа?

 Согласно информации комитета Государственной Думы по экологии, которая была озвучена на недавних парламентских слушаниях, разница в тарифах для граждан между регионами, даже соседними, отличается в 5-10 раз, а для юридических лиц в 30-50 раз. Все зависит от подхода региональных Правительств. Сегодня, например, житель Кургана за вывоз мусора отдает 23 рубля в месяц. Прогнозный уровень платы, заявленный в материалах регионального оператора, предварительно составит 134 рубля на человека. Эта сумма в разы меньше того, что предлагается платить нижегородцам.  Однако Правительство Курганской области не устраивает и такой рост тарифа. В настоящее время ввиду отсутствия экономического обоснования расходов, документы возвращены региональному оператору на доработку. Задача правительства, по словам директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Сергея Самойлова,  «чтобы любое изменение тарифа для жителей было минимальным, многократно взвешенным, а также экономически обоснованным». Хотелось бы, чтобы этим принципом, не на словах, а на деле, руководствовались и нижегородские власти.