«Единая Россия» против прямых выборов мэров

649

27 февраля 2020 года состоялось очередное заседание Законодательного Собрания Нижегородской области, на котором были рассмотрены изменения в бюджет Нижегородской области на 2020 год, а также народная законодательная инициатива о возвращении прямых выборов глав городов и районов Нижегородской области.

Фракция «Единая Россия» в областном парламенте заблокировала принятие народного законопроекта о возвращении прямых выборов глав городов и районов Нижегородской области.

Запрос у населения на прямые выборы глав городов и районов подтверждают всевозможные социологические опросы. Так, опрос института общественного мнения «Квалитас» в сентябре 2019 года показал поддержку возврата всенародного голосования почти 70% опрошенных респондентов, а похожее исследование «Левада-центра» демонстрирует желание 65% россиян выбирать мэров напрямую.

Законопроект представил лидер инициативной группы граждан – Богачев Олег Иванович. В своем докладе Олег Иванович обратил внимание депутатов областного парламента, что В 2008 году через прямые муниципальные выборы прошли 73% всех глав российских городов, то к середине 2019 года их осталось не более 12%. На данный момент времени прямые выборы мэра сохранились: -в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (полномочия приравнены к губернаторским); Абакан, Анадырь, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ, Хабаровск, Якутск. В действующей системе Корпус глав муниципальных образований отличается чрезвычайной неустойчивостью. Более 40% мэров находятся в должности от 1 до 3-х лет – меньше стандартного срока полномочий. При этом имеется прямая зависимость срока пребывания в должности главы местной администрации от порядка избрания (при прямых выборах медианный срок работы главы – 5,5 лет, а при замещении на основе конкурса – 3 года). Таким образом, эволюция модели управления городами в последнее десятилетие обусловила кардинальное снижение стабильности муниципального управления.

При этом, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа не учитывается уровень его реальной поддержки населением. Нередко главой местного самоуправления избирается далеко не самый популярный у населения депутат. Так, в Ильинском сельсовете в сентябре 2014 года главой местного самоуправления был избран депутат, за которого на муниципальных выборах проголосовало всего 4 процента избирателей. Люди вправе поставить под сомнение легитимность таких руководителей, что негативно скажется на уровне доверия населения ко всему институту местного самоуправления. При избрании главы муниципального образования путем проведения конкурса граждане полностью исключены из процедуры избрания главы, фактически отстранены от реального участия в управлении городом через избрание своего главы, местное самоуправление утрачивает свой независимый от государственного управления статус.

Отдельные члены фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании области предприняли попытку уйти от обсуждения народного законопроекта по содержанию, заявив, что законопроект не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению. В ответ на подобные реплики руководитель фракции КПРФ Владислав Егоров обратился к правовому управлению областного парламента с вопросом о соответствии народного законопроекта требованиям законов Нижегородской области и Регламента Законодательного Собрания. В ответ представитель правового управления подтвердил, что народный законопроект о возвращении прямых выборов получил положительное заключение управления и вопрос с принятием законопроект возложен на депутатов Законодательного Собрания.

Фракция КПРФ единогласно поддержала требования и запрос населения на возвращение прямых выборов.

В итоге за возвращение прямых выборов проголосовало 10 депутатов, против – 33 депутата.