Программа Кирилла Лазорина по развитию Нижнего Новгорода!

212

Сегодня у меня есть уникальная возможность поделится с вами мыслями о деятельности главы города, которые основаны на десятилетнем опыте моей депутатской работы.

Большая российская энциклопедия определяет Нижний Новгород как административный центр Нижегородской области, центр Приволжского федерального округа, важный экономический и культурный центр России. Но сами нижегородцы при ответе на вопрос социологов: «Каким бы я хотел видеть свой город?» чаще всего говорят, что хотят видеть город комфортным, чистым, безопасным. Поэтому я считаю, что основная цель работы главы нашего города и всей муниципальной власти – это сделать Нижний Новгород чистым, комфортным и безопасным.

Уважаемые коллеги, за такими, казалось бы, простыми категориями, скрываются более сложные, а именно: жилищно-коммунальная сфера с домоуправляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями; это тарифы и благоустройство; это магистральные дороги и дворовые территории, это освещение, общественный транспорт, это бульвары, парки и скверы, градостроительная и экологическая деятельность; это культура и образование – от дошкольного до среднего. Всё это – отдельные системы сложного социального организма под названием «город Нижний Новгород». Поэтому Глава города должен уметь управлять этим сложным организмом, балансировать работу его взаимосвязанных систем, делать это во благо и в интересах жителей города Нижнего Новгорода.

Уважаемые коллеги, я бы хотел сейчас сделать акцент на том правовом поле, в котором работает муниципалитет. Глава города должен понимать, осознавать правовую, систему координат, определяющую его полномочия, компетенцию, права и обязанности. Я остановлюсь на трех нормативно-правовых актах.

  1. В первую очередь это Конституция России. Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению. В пункт 3 132-й статьи недавно принято дополнение, и теперь она звучит так: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Как мне представляется, дух этой поправки хорошо выражается афористичным высказыванием знаменитого нижегородца Козьмы Минина «Купно за едино» – «Вместе за одно». Здесь я бы хотел сделать акцент на взаимодействии всех уровней власти для наиболее эффективного решения задач в интересах жителей.
  2. Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет вопросы, которые отнесены к ведению Главы города и органов местного самоуправления. Главные из них:

– составление, рассмотрение и утверждение бюджета города Нижнего Новгорода;

– владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;

– организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения;

– создание условий для развития транспортных услуг и предоставление их населению;

– организация и предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, школьного и дополнительного образования;

– создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и т.д.

 

  1. Устав города Нижнего Новгорода

Основные полномочия Главы города находятся в сфере жизнеобеспечения жителей Нижнего Новгорода и носят административно-хозяйственный и организационно-распорядительный характер. Поэтому Глава города должен быть хозяйственником, обладающим своего рода дипломатическими способностями, которые необходимы для успешной работы в единой системе публичной власти.

Уважаемые коллеги, позвольте мне представить вашему вниманию свое видение ресурсов и инструментов, которыми обладает Глава города для достижения поставленных целей.

Прежде всего, это городской бюджет (бюджет города Нижнего Новгорода).

Если препарировать бюджет, то можно увидеть следующие его составные части:

 

 

  1. Налоговые поступления.

 

  1. Неналоговые поступления.

 

  1. Субсидии, субвенции, дотации, бюджетные трансферты и займы.

 

Уже третий созыв я представляю интересы жителей Автозаводского района и хочу отметить, что налоговые поступления в бюджет не увеличиваются на протяжении 10 лет. Это связано с тем, что можно увеличивать налогооблагаемую базу, создавать благоприятные условия для бизнеса и жителей, а в результате коррекции нормативов отчисления, так называемого расщепления от налоговых поступлений, остается постоянная сумма для муниципального бюджета. Иными словами, город не имеет стимула увеличения налогооблагаемой базы. В идеале необходимо изменять формы и методы наполнения и формирования муниципального бюджета, но это проблематика общефедеральная, а не только нашего муниципалитета. Дискуссии по этому вопросу ведутся на самых верхних этажах эшелонов власти и необходима законотворческая инициатива и ее поддержка от губернаторского корпуса, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также политическая воля высших должностных лиц страны.

В сухом остатке:

 

– Налоговые поступления (основные отчисления от НДФЛ). В 2015 году произошло расщепление по данной статье с 30 до 18%.

 

– Земельный налог. За последний год по данной статье произошло уменьшение доходов, связанное с изменением федерального законодательства и введением льгот для граждан, достигших пенсионного возраста. В настоящее время произведена новая оценка кадастровой стоимости имущества. Эта оценка вступает в силу с 1 января 2021 года и есть ожидание, что в этой части доходы муниципального бюджета будут увеличены. Но мы должны понимать, что увеличенный земельный налог от физических лиц в наш бюджет поступит только в 2022 году.

– ЕНВД. Он отменяется с 1 января 2021 года. Происходит коррекция по упрощенной системе налогообложения, увеличиваются с 10% до 30% нормативные отчисления для возмещения выпадающих доходов.

 

 

 

 

– Неналоговые поступления. По этой статье из года в год идет плановое уменьшение, связанное с тем, что большая часть ликвидного имущества уже реализована.

В реестре муниципалитета остается только неликвидное имущество и поэтому основная задача – избавление от непрофильных активов. На это имущество из бюджета ежемесячно идут прямые затраты, связанные с содержанием, охраной, коммунальными услугами, отчислением в фонд капитального ремонта, налоги.

Необходимо пересмотреть протокол и регламент на проведение аукциона, проводить аукционы не на повышение, а на понижение цены неликвидного имущества. Кстати, в 2020 году Нобелевскую премию по экономике присвоили за «Усовершенствование теории проведения аукционов и изобретение их новых форм», поэтому здесь необходимо обратиться к мировому опыту.

 

– Займы. Необходимо отметить, что по бюджету мы проходим по верхней границе предельно допустимых займов. Поэтому назрела необходимость менять структуру займов. Целесообразно переходить на бюджетные заимствования, из вышестоящих бюджетов с низким процентом. Муниципалитет имеет опыт по размещению муниципального займа в размере 5 млрд. руб. Сейчас готова вся юридическая документация для размещения займа на 3 млрд. На рынке очень подходящая для этого конъюнктура.

Коллеги, та часть, которая связана с субвенциями, субсидиями и дотациями и межбюджетными трансфертами – все ясно и понятно…

Исходя из вышесказанного, существуют три возможности увеличения бюджета:

  1. Увеличение нормативов отчислений от налоговых поступлений.

 

  1. Увеличение поддержки из вышестоящих бюджетов.

 

  1. Заявки на участие в федеральных и региональных программах.

 

Все это возможно реализовать только лишь при единой бюджетной политике субъекта и муниципалитета.

 

 

 

 

 

Муниципальные служащие

Уважаемые коллеги, следующий ресурс, которым мы располагаем, конечно же, кадровый состав муниципальной службы. Высшее руководящее звено приходит и уходит, а основная повседневная нагрузка ложится на служащих среднего и младшего звена. Мне приятно сегодня выразить им благодарность за квалифицированную помощь и поддержку, которые я неизменно получаю от них в течение всей своей депутатской деятельности.

Работа в муниципалитете сейчас востребована, что создает условия для конкурсного отбора молодежи. При этом чрезвычайно важно сохранить разумный баланс между обновлением и стабильностью.

Ключевые понятия здесь: преемственность и непрерывное обучение.

 

Мотивационные ресурсы:

– заработная плата и социальный пакет;

– перспективы карьерного роста;

– повышение квалификации муниципальных служащих в рамках образовательных программ, проводимых за счет муниципалитета.

 

Для повышения эффективности работы муниципальных служащих необходимо провести ревизию регламентов и служебных обязанностей для того, чтобы:

– исключить пересечение полномочий;

– определить верхний уровень принятия самостоятельных решений;

– определить ответственность, которую должны нести муниципальные служащие за эти решения.

С учетом динамики изменений в технологиях администрирования эта работа должна носить регулярный характер.

 

Взаимодействие с органами государственной власти

всех уровней и ветвей

 

Взаимодействие муниципалитета не ограничивается только субъектом в лице Нижегородской области, и в этом плане глава города должен выстраивать прямые коммуникации с органами государственной власти всех уровней и ветвей, максимально проявилять дипломатические способности, для реализации поставленных целей и задач в интересах жителей города Нижнего Новгорода.

 

Коммуникации

Современные информационные технологии позволяют выстраивать интерактивные коммуникации с большим количеством заинтересованных граждан. Муниципальная служба не должна отставать в этом плане от бизнеса, где «современные технологии», «цифровизация» и «искусственный интеллект» обеспечивают ежедневную работу.

Однако необходимо осознавать, что опосредованные коммуникации не заменят прямого контакта Главы города с жителями. Поэтому необходимо проводить встречи, личные приемы и «прямые линии». В таком формате Глава города сможет получать достоверную и оперативную информацию о проблемах нижегородцев.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Самой болезненной и сложной темой остается жилищно-коммунальное хозяйство.

Платежи за коммунальные услуги составляют значительную, а порой и основную статью затрат семейного бюджета большинства жителей Нижнего Новгорода. Горожане являются самыми добросовестными плательщиками коммунальных услуг.

Не имея возможности влиять на размеры тарифов, муниципалитет должен обеспечить контроль за предоставлением качества коммунальных услуг:

– домоуправляющими копаниями;

– ресурсоснабжающими организациями.

Сегодня на рынке Нижнего Новгорода присутствуют более 100 домоуправляющих компаний, из них 25% ТСЖ, но мы понимаем, что основных игроков не более десяти. У муниципалитета есть соответствующие инструменты влияния в данной сфере:

  1. Административно-муниципальный контроль.
  2. Миноритарный пакет акций или доли в уставном капитале ДУК.
  3. Участие в голосовании муниципальным жилым фондом.
  4. Повышение образовательного уровня в сфере ЖКХ активных жителей, старших по дому/подъезду (регулярные обучающие занятия на базе ТОСов, библиотек, «соседских центров»).

Важная цель – ежедневный контроль качества коммунальных услуг.

Возможная радикальная цель – выбор на конкурентной основе другой домоуправляющей компании, оказывающей услуги лучшего качества.

В контексте ЖКХ необходимо уделить внимание теме ресурсоснабжающих организаций. Общеизвестный факт, что износ сетей и коммуникаций составляет более 70%.

Возможные пути решения вышеуказанных проблем:

– адресные инвестиции с применением концессии;

– энерго-сервисные контракты.

Что касается ресурсоснабжающих организаций таких как                     АО «Водоканал» и АО «Теплоэнерго», собственниками которых является муниципалитет – информация по инвестициям должна быть максимально открыта и прозрачна.

Жители Нижнего Новгорода должны быть информированы о конкретных результатах и сроках реализации адресных инвестиций:

На территории Нижнего Новгорода во всех без исключения районах частный сектор занимает значительную площадь. Большая часть частных домовладений не имеет центрального водоснабжения, водоотведения и канализации. И это 21 век…

Жители готовы за счет собственных средств произвести соответствующие подключения. Для этого необходимо проложить уличные сети водоснабжения, водоотведения и канализации. Считаю, что должна быть отдельная программа по частному сектору.

Муниципалитет должен защищать права и законные интересы жителей во взаимоотношениях с иными ресурсоснабжающими организациями не входящими в так называемый пул муниципальных. В качестве примера Автозаводская ТЭЦ и сетевая организация Автозаводского района должны привлечь инвестиции на модернизацию системы рециркуляции горячего водоснабжения, чтобы жители не переплачивали за коммунальные услуги и температура воды соответствовала требованию Роспотребнадзора.

Ливневая канализация

В городе остро стоит проблема ливневой канализации.

Половина города не обеспечена сетями ливневой канализации, в половине города общий износ существующей системы ливневой канализации составляет 90%. На сегодняшний день необходимо создавать современную систему ливневой канализации.

Благоустройство

С жилищно-коммунальным хозяйством тесно связано благоустройство. Эта тема актуальна всегда, но особенно обостряется в преддверии зимы.

Краткий экскурс в историю процесса оптимизма не внушает. Происходит смена власти и меняются правила по уборке и вывозу снега. Первоначально данные работы производились силами муниципальных предприятий. Результат не устраивал жителей Нижнего Новгорода. С 2010 года в качестве подрядных организаций привлекаются коммерческие структуры. Результат также отрицательный. С 2018 года вводится иная организация деятельности: сохранившееся муниципальное предприятие Автозаводского района РЭД привлекается как в качестве подрядчика, так и в качестве генерального подрядчика по отношению к коммерческим структурам.

В данной сфере необходима добросовестная конкуренция: установление единых правил для предприятий всех форм собственности.  Необходимо грамотно использовать юридические инструменты, существующие в договорных отношениях: «банковская гарантия»; «неустойка», «штрафные санкции» за некачественно выполненные работы, «гарантийный срок на выполненные работы» и т.д.

 

Работа станций снеготаяния

Больной вопрос – работа станций снеготаяния. В течение двух лет велась предварительная работа, было заключено концессионное соглашение, осуществлен выбор земельных участков под размещение станций. Но один из компонентов в данной конструкции оказался с бракующим признаком, поэтому результат на сегодняшний день нулевой.

Я считаю, что инициатива разумная, ее необходимо отработать с экспертами и специалистами, и далее реализовывать в виде пилотного проекта на локальной территории, то есть одна станция – один земельный участок – один район. На пилотном проекте выявить все трудности и недостатки и нивелировать их в реализации следующих подобных проектов, масштабируя их на территорию всего Нижнего Новгорода.

Данную практику необходимо распространять и в других сферах жизнедеятельности города, например: при организации платных парковочных мест; при работе с объектами с ОКН по предоставлению их в пользование субъектам предпринимательской деятельности.

 

Наружное освещение

Еще одна проблема благоустройства – наружное освещение. Это важный фактор комфорта, безопасности и визуальной привлекательности города. Ночная иллюминация всегда притягивает взоры. По оценкам различных экспертов освещенность города Нижнего Новгорода необходимо увеличить на 30-40% в зависимости от района. Еще в 2010 году руководитель департамента благоустройства города господин Ковалев утверждал, что системе наружного освещения областного центра необходима модернизация, путем замены световых приборов на энергосберегающие. Конкретная экономия от снижения электропотребления еще в то время предусматривалась на уровне 50%.

 

Аварийный и ветхий фонд

Нельзя обойти молчанием вопрос об аварийном и ветхом фонде.

Расселение и ликвидация аварийного фонда происходят катастрофически медленно. По последним данным в Нижнем Новгороде более 3000 ветхих домов, из них более 500 аварийных и эти цифры постоянно растут. Средний показатель, по словам предыдущего руководителя города по расселению – 15 домов в год. Таким образом, чтобы полностью расселить жителей ветхого фонда необходимо 200 лет. Ни муниципальный бюджет, ни бюджет субъекта не имеют финансовой возможности для решения данной проблемы. Решение только одно – участие в Федеральной программе «По ликвидации аварийного и ветхого фонда». В рамках этой работы необходимо:

– Приобретать квартиры на рынке недвижимости, для расселения жителей ветхого и аварийного фонда.

– Организовать волновое переселение граждан из ветхого фонда во вновь построенные жилые дома.

– Создать специализированную строительную организацию с контрольным пакетом акций в уставном капитале в собственности города.

Аналогичная организация была ранее создана и доказала свою эффективность. Город ее передал в собственность субъекта, чтобы уже субъект мог решать вопросы по строительству жилья для обманутых дольщиков. Считаю, что данную практику необходимо возобновить.

– Создать условия для привлечения инвестора в части развития застроенных территорий.

 

Капитальный ремонт

В контексте данной проблематики необходимо указать на невыполнение региональным оператором программы капитального ремонта.

И это происходит на фоне повышения составляющей в тарифе на капремонт.

Возможные пути решения:

  1. Создание муниципального оператора Фонда капитального ремонта
  2. Привлечение в качестве подрядчика специализированной строи-тельной организации (о которой было сказано выше).

 

Ремонт скоростных дорог, дорог магистральных улиц, а также квартальных, внутридворовых проездов и дорог в частном секторе

Ситуация с ремонтом скоростных дорог, дорог магистральных улиц значительно улучшилась благодаря участию муниципалитета федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», но по внутридворовым проездам и дорогам в частном секторе ситуация остается неудовлетворительной.

В качестве примера: На моем округе в частном секторе на ул.Стахановская и ул. Малышевская ремонт дороги не производился 10 лет.

 

Рекомендуемые к принятию меры:

– Экономия на заключении муниципальных контрактов. Торги по выбору подрядчика для ремонта дорог должны проходить в условиях реальной конкуренции. Зачастую, в торгах участвуют несколько юридических лиц (подрядчиков), которые заранее распределяют между собой участки дорог (лоты) для последующего ремонта. В этом случае происходит завышение стоимости работ по ремонту дорог и, как следствие, снижение экономии по данной статье расходов. Считаю, что при наличии экономии данные денежные средства можно было бы направить на другие проблемные участки дорожной сети города.

– Развитие института паспортизации дорог и их цифровизация. Это позволит в режиме онлайн получать информацию не только о технических критериях и состоянии дорожного полотна, но и владеть информацией о дате производства работ, наименовании юридического лица – подрядчика, гарантийных обязательствах.

 

.

Общественный транспорт

Новый состав городской Думы на первом своем заседании передал «Нижегородпассажиравтотранс» в собственность субъекта. Считаю это верным решением с точки зрения управления и экономической выгоды для города. Но поскольку мы заботимся о комфорте и доступности транспортных услуг для нижегородцев, считаю логичным передачу наземного электротранспорта и метро в ведение субъекта, т.к. управление транспортными процессами должно происходить из одного центра на основе качественной, продуманной организации маршрутной сети. Также этот процесс необходимо тесно связать (увязать) с созданием и деятельностью городской агломерации.

Мировая тенденция на сегодняшний день – переход на электротранспорт.

 

Градостроительная деятельность

Полномочия в этой сфере находятся на уровне субъекта. В тоже время за прошедшие два года были выработаны принципы единой стратегии градостроительной деятельности между городом и областью. Эти принципы внушают оптимизм:

 

– отказ от уплотнительной застройки;

– принцип сбалансированности развития территории;

– создание комфортной среды для всех территорий города (центр, пригород, промышленные зоны);

 

Участие города в развитии градостроительной политики является необходимым. В качестве подтверждения своих слов приведу пример: редивелопмент улиц Ильинской и Черниговской. Это проект области, который предполагает комплексное, сбалансированное развитие данной территории и привлечение инвестора.

Со стороны города была проведена масштабная работа по ревизии и инвентаризации движимого и недвижимого имущества, включая ревизию земельных участков. Муниципальные объекты были выявлены, поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы в Росреестре и, в конечном итоге, были переданы в собственность субъекта для дальнейшей реализации данного проекта.

Приведенный мной пример эффективной совместной работы необходимо проецировать и на другие территории и другие сферы взаимодействия города и области.

Объекты культурного наследия

На законодательном уровне Нижегородской области уже разработаны регламенты по объектам культурного наследия, которые находятся в собственности субъекта. Регламенты по объектам культурного наследия, которые находятся в собственности муниципалитета, еще в стадии разработки. В этом вопросе область опережает муниципалитет и поэтому город старается максимально отработать, передать на уровень субъекта отдельно стоящие здания – объекты культурного наследия для осуществления реставрационных работ в преддверии празднования 800-летия города Нижнего Новгорода.

В перечне объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности помимо отдельно стоящих зданий присутствуют объекты, которые являются либо многоквартирными домами, либо объектами долевой собственности города с третьими лицами. Это более сложная ситуация. В очередной раз я предлагаю запустить пилотный проект по каждому из видов ОКН, а в дальнейшем проецировать его на весь перечень.

Благоустройство общественных пространств

Благоустройство общественных пространств на языке обывателя это означает благоустройство улиц, бульваров, скверов, площадей города, традиционных мест отдыха жителей Нижнего Новгорода. Этот проект реализуется в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда» и имеет огромное позитивное значение для города и его жителей.

Примеры: сквер 1905 года (пл. Свободы), сквер на Черном пруду, сквер на ул. Прыгунова, сквер «Канавинский» (Московское шоссе) и т.д.

Проблематика: Если делается акцент на качестве, то страдают сроки, а если делается акцент на сроках, то страдает качество.

Предложение: К выполнению подрядных работ необходимо привлекать специализированную строительную организацию.

 

Экология

Экология – это здоровье жителей Нижнего Новгорода.

Проблемы в этой сфере:

  1. Загрязнение воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом.
  2. Загрязнение подземных вод, малых водоемов и рек промышленными неочищенными стоками и талыми снеговыми водами.
  3. Загрязнение окружающей территории твёрдыми бытовыми отходами (ТБО).

Глобальные проблемы в сфере экологии в городе невозможно решить без участия вышестоящих бюджетов.

Пример:

  1. Загрязнение воздуха в Автозаводском и Московском районах Нижнего Новгорода (Масложиркомбинат).
  2. Ликвидация и рекультивация свалки в районе Шуваловской промзоны. По Шуваловской промзоне муниципалитет четко и быстро отработал вопросы по инвентаризации постановки на кадастровый учет и регистрацию в Росреестре права муниципальной собственности на земельные участки, на которых была расположена данная свалка с последующей передачей этих участков в собственность субъекта для участия области в федеральной программе по ликвидации свалки с последующей рекультивацией и ликвидацией накопленного экологического ущерба (площадь земельных участков, которые были переданы городу составляет 17.9 га, для сравнения пл. Минина – 3,3 га).

Есть вопросы, которые город может решить самостоятельно (возможности решения проблемы в части муниципального бюджета):

  1. Оперативная ликвидация несанкционированных свалок на начальном этапе (небольших масштабов).
  2. Модернизация систем, сетей и коммуникаций ресурсоснабжающих организаций.
  3. Создание станций снеготаяния.
  4. Подключение частных домовладений к существующей системе водоснабжения, водоотведения и канализации.
  5. Работы по наполнению реестра озелененных территорий общего пользования (легкие Нижнего Новгорода).

Существует возможность создать новый парк силами неравнодушных жителей, организаций, предприятий и корпораций города Нижнего Новгорода без нагрузки на муниципальный бюджет.

 

Безопасность

В контексте реализации полномочий муниципалитета безопасность – это собирательное понятие, которое включает в себя:

– качественные дороги;

 

– увеличение пропускной способности улично-дорожной сети;

 

– светофорное регулирование с учетом дорожной обстановки (адаптивные светофоры);

 

– освещенность города;

– коммунальные услуги, соответствующие стандартам качества;

 

– помощь в работе участковых уполномоченных полиции, предоставления им помещений для служебной деятельности и жилья.

 

Одна из составных частей безопасности – это внедрение системы видеонаблюдения и увеличение на улицах и в общественных местах количества камер в целях фиксации возможных правонарушений и преступлений, как часть системы аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город».

Образование, культура и спорт

Вопросы дошкольного, школьного, дополнительного образования, вопросы культуры и спорта отнесены к вопросам местного значения.

Качество управления сферами образования, культуры и спорта определяет комфортность проживания жителей Нижнего Новгорода.

Муниципалитет должен создать необходимые условия для:

  1. Получения качественного и доступного образования.
  2. Творческой самореализации жителей города.
  3. Культурно-познавательного досуга.
  4. Массового занятия физкультурой и спортом.

Не смотря на социальную направленность бюджета Нижнего Новгорода, а именно более 70% бюджета распределяется на социальную сферу. Сферы (образования, культуры и спорта) имеют общие проблемы:

  1. Низкий уровень зарплат начинающих специалистов.
  2. Низкая привлекательность трудоустройства в социальной сфере.
  3. Старение кадрового состава.
  4. Неукомплектованность штата, как следствие перегруженность, эмоциональное и профессионально выгорание.
  5. Ускоренная коммерциализация услуг социальной сферы, несмотря на декларируемую бесплатность.
  6. Растущая централизация и бюрократизация процессов управления.
  7. Низкая финансовая самостоятельность.
  8. Устаревшая материально-техническая база.

Для решения вышеуказанных проблем необходимы:

  1. Программа поддержки молодых специалистов.
  2. Разумная грантовая политика.
  3. Предоставление доступного жилья для всех категорий работников социальной сферы (вопрос строительства муниципального жилья, создание Арендного фонда).
  4. Повышение квалификации сотрудников социальных сфер по напра-влениям их профессиональной деятельности.
  5. Создание муниципально-частных партнерств.
  6. Оснащение учреждений социальной сферы необходимым материалами и оборудованием для их повседневной деятельности (научно-методические пособия, музыкальные инструменты, материалы для творчества, спортивный инвентарь и т.д.)
  7. Проведение текущего, капитального ремонта, строительство новых зданий и сооружений.

Для реализации указанного выше комплекса мероприятий необходимо участие муниципалитета в федеральных программах, реализуемых в рамках национальных проектов.

Конечно, в каждой сфере присутствуют свои специфические особенности.

Уважаемые депутаты! Готов представить более детальный анализ по всем обсуждаемым вопросам. Но даже из сказанного вытекает очевидный вывод: чтобы сделать Нижний Новгород чистым, комфортным и безопасным глава города должен функционировать по 25 часов в сутки.

Благодарю за внимание!