КПРФ: голосовать “За” за федеральный бюджет не имеем права!

1631

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2021-2023 годов. Главный финансовый документ страны представляет собой «смету» доходов и расходов государства по всем ключевым направлениям. Об особенностях нынешнего бюджетного процесса и основных параметрах рассмотренного в парламенте проекта мы попросили рассказать депутата Госдумы от Нижегородской области Владимира Блоцкого.

– Владимир Николаевич, что вас порадовало в проекте бюджета на будущий год? 

– К сожалению, подобное слово вряд ли применимо к оценке бюджета современной России. Да, на реализацию национальных проектов в 2021 году планируется потратить 2,25 трлн рублей. Деньги выделяются огромные, но механизм нацпроектов нельзя назвать совершенным. Надо честно признать, что целевые показатели во многих сферах нацпроектами не достигаются. Например, огромные деньги вливаются в медицину, а качество медицинских услуг по-прежнему оставляет желать много лучшего. Пандемия нового коронавируса еще более обнажила копившиеся годами проблемы отечественного здравоохранения. И сейчас мы наблюдаем переполненные стационары, нехватку специалистов, острый дефицит медикаментов. Как будто и не было нацпроекта «Здоровья», стартовавшего с января 2006 года.

Настораживает и то, что теперь эффективность нацпроектов будет оцениваться в десятилетнем периоде. Так решило правительство. Однако десятилетку спустя сложно будет сделать выводы и определить ответственных за провалы в реализации нацпроектов, если они произойдут.

– Заложены ли в бюджет хоть какие-то возможности для роста благосостояния населения?

– Весьма скромные. Так, пенсии повысятся всего на 6,3% выше уровня инфляции. Это разве прибавка? Повышение МРОТ запланировано всего на 5,5%. Тоже немного, около 400 млрд рублей, пойдет на выплаты малоимущим семьям с детьми до семи лет.

В бюджете заложены расходы на социалку, которые планируются впервые. Так, 90 млрд рублей предусмотрено на модернизацию первичного звена здравоохранения. За счет повышения ставки НДФЛ до 15% для доходов выше 5 млн рублей в год появились средства на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями. Всего на эти цели будет дополнительно направлено 60 млрд рублей. Ровно столько же в предстоящем году федерация направит в регионы, чтобы обеспечить горячее питание школьников.

77 млрд рублей, центр адресует субъектам на мероприятия по созданию новых школьных мест. Речь, конечно же, идет о строительстве новых зданий. В 2021 году российские учителя продолжат получать доплаты за классное руководство, это ежемесячно по пять тысяч рублей. На эти цели в бюджете страны запланировано всего 75 млрд рублей. В системе высшего образования планируется дополнительно создать 11 тысяч бюджетных мест в вузах. В проекте бюджета предусмотрены средства на пролонгацию в первом полугодии 2021 года льготной ипотеки под 6,5%. Более 2,5 трлн рублей в ближайшие три года планируется выделить и на развитие дорожной сети. А с учетом финансирования по линии региональных дорожных фондов это будет в совокупности более 6 трлн рублей. Кроме этого, запланированы и расходы на цифровизацию в размере 550 млрд рублей. Эти средства, в частности, пойдут на обеспечение граждан и учреждений социальной сферы широкополосным интернетом.

Но это не сопоставимо, согласитесь, с теми средствами, которые потеряли наши граждане от одной только пенсионной реформы, или с масштабами введённых за рубеж капиталов.

– Много чего из перечисленного можно назвать социальными достижениями, за которые, собственно, и ратуют коммунисты. Почему же фракция КПРФ в Госдуме проголосовала против предложенного проекта бюджета?

Потому, что нужно рассматривать не отдельные цифры, а картину финансовых показателей в комплексе, с привязкой к социально-экономическому прогнозу, это неотъемлемая часть бюджета. В нем мы не увидели реалистичной оценки ситуации. Так, в документе заявляется о падении экономики на 4% по итогам 2020 года, за которым, начиная с 2021 года, якобы должен последовать рост в 3%. Однако объяснений, за счет чего падение внезапно сменится ростом, в прогнозе нет. И даже этот рост очень сомнителен с учетом состояния реального сектора экономики, где каждое третье предприятие в упадке, а граждане нищают, что исключает увеличение потребительского спроса. Замечу, что Россия сегодня в первой четверке по темпам обнищания населения. А ведь ранее чиновники обещали двукратное снижение бедности, технологический прорыв и вхождение в первую пятерку мировых экономик.

– И, что, это уже несбыточный сон?

– Если не слезть с сырьевой иглы, то несбыточный. Судите сами, страну обложили санкциями и усиленно выталкивают с сырьевого рынка. Нефтегазовые цены снижаются, спрос на наше сырье падает. Нужно немедленно развивать несырьевой сектор – электронику, авиапром, прикладную и фундаментальную науку, образование. Именно от этого зависит развитие и модернизация экономики, но бюджет почему-то оставляет эти отрасли на голодном пайке. Расходы урезаны и на оборонку, и на социалку, включая программу поддержки занятости. К слову, только официальная безработица с начала текущего года выросла уже в шесть с лишним раз, но бюджет лишает сколько-нибудь серьезной поддержки граждан, которые не по своей воле оказались в трудной ситуации.

Порезали в бюджете финансирование и по разделу «ЖКХ», и по программе обеспечения граждан доступным жильем, и по нацпроекту «Жилье и городская среда». И это когда в стране 40% аварийного жилфонда!

Как ни странно в пандемию составители бюджета существенно урезали и финансирование по разделу «Здравоохранение», не говоря уже о программе развития отечественной фармацевтики, лишенную всяких возможностей к развитию. Не оставил кабмин и шансов на совершенствование стационарной медпомощи, в которой из-за разгула коронавируса нуждаются сотни тысяч россиян. В проекте бюджета ее финансирование к концу трехлетки сокращается на 34% по сравнению с нынешним годом. Значит, кадровое и техническое оснащение больниц продолжит ухудшаться. Тоже самое касается и скорой помощи. Ее денежное обеспечение к 2023 году по проекту сократиться на 15% в сравнении с 2020-м годом.

– Кстати, Геннадий Зюганов охарактеризовал такое решение антисоциальной авантюрой вдвойне циничной на фоне «коронакризиса»…

– И с ним сложно не согласится. А ведь россияне уже сполна хлебнули последствия «оптимизации» медицины, регионы испытывают нехватку медперсонала, ровно как и дефицит лекарств, 70% которых – импортные, а остальные, отечественные, сплошь из иностранных компонентов. Знаете, с такой заботой о здоровье нации, с уменьшением поддержки развития массового спорта и нацпроекта «Демография» Россия превратиться в вымирающую страну. Собственно, правительство, навязывая нам такой бюджет, спокойно констатирует, что в очередные пять лет численность населения сократиться минимум на 1,2 миллиона человек.

Те, кто верстал этот бюджет, прошлись и по отечественной культуре, сократив до безобразия программы развития русского языка и других языков народов России. Авторы бюджета проигнорировали и нужды детей войны. Инициатива КПРФ о выплатах этой категории населения восемь раз отвергалась думским большинством, что совершенно несправедливо по отношению к пожилым людям.

Выступая в Думе, Геннадий Андреевич заострил внимание на сокращение госрасходов относительно ВВП таких важных сфер как образование и здравоохранение. Сейчас это по 1% от ВВП. А к концу предстоящей трехлетки по проекту правительства расходы упадут еще ниже процента. Мировой опыт показал — для обеспечения конкурентоспособности на образование необходимо тратить минимум 6-7% от ВВП, на медицину -10%.

Вместо расходов на социалку власти активно наращивают госдолг. Выплата процентов по нему единственное направление, где в бюджете предусмотрен внушительный рост – 80% за три года, в денежном выражении это 5 триллионов рублей. И это деньги, которые не работают на экономику. Между тем, в реальный сектор и социальную сферу можно было бы направить финансовые резервы, которые сейчас в два с лишним раза превышают размер федерального бюджета. Однако правительство решило не использовать их, а банально заморозило.

Не поставлен барьер и для утечки капитала за рубеж. Это ежегодно триллионы рублей, в разы превышающие расходы на нацпроекты и госпрограммы. С недавних пор частникам отдали добычу золота и других драгметаллов, сверхдоходы от которых также утекают из страны. На столь шатком фундаменте бюджет развития выстроить невозможно!

И это не считая многочисленных возможностей для коррупционных проявлений. Так, в каждом из разделов бюджетного проекта имеется строка «Другие вопросы» или «Прочие расходы». В каждой из них заложены огромные суммы, которые практически не поддаются оценки в соответствие их целевому назначению. А деньги это, правда, огромные. Так, например, девять десятых средств по направлению «охрана окружающей среды» отнесены к «другим расходам». К ним же отнесено 43% средств, направляемых в 2021 году на поддержку национальной экономики и 39% средств на здравоохранение. В общей сложности 3,6 триллиона рублей составители бюджета хотят в следующем году оставить нераспределенными по целевому направлению. Эта сумма превышает оборонные расходы страны! Есть опасения, что это прямая предпосылка к коррупционным нарушениям при исполнении бюджета или механизм, помогающий уйти от ответственности за их нецелевое расходование. Поддерживать закон, толкающий страну к углублению кризиса и социальному коллапсу, мы не имели права, а потому голосовали против внесенного в Думу проекта бюджета.

 Всестороннюю оценку бюджетному проекту КПРФ изложила в обращении «Бюджет либеральной эпидемии», ознакомиться с которым может каждый на официальном сайте Компартии kprf.ru.

 Бюджет-2021

доходы – 18,8 трлн руб.

расходы – 21,52 трлн руб.

дефицит – 2,75 трлн руб. (2,4% от ВВП)