Жители Нижнего Новгорода обратились с просьбой о помощи в ситуации с ДУКами к лидеру Нижегородских коммунистов

445

В адрес депутата Законодательного Собрания Нижегородской области Владислава Егорова обратились граждане с жалобами на домоуправляющие компании Нижнего Новгорода.

Суть их обращения состояла в том, что ДУК с июля 2019 года плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды не включают в тариф статьи «содержание жилья», а выставляют отдельными строками, тем самым увеличивают расходы жителей на оплату жилья.

Генеральному прокурору Российской Федерации
И.В. Краснову

Уважаемый Игорь Викторович!

Ко мне обратились граждане с жалобами на домоуправляющие компании Нижнего Новгорода: АО «ДК Нижегородского района», АО «ДК Советского района», АО «ДК Приокского района», АО «ДК Московского района», АО «ДК Канавинского района». Суть их обращения состояла в том, что ДУК с июля 2019 года плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды не включают в тариф статьи «содержание жилья», а выставляют отдельными строками, тем самым увеличивают расходы жителей на оплату жилья (копии квитанций прилагаются).

Первоначально с указанной жалобой обратилась НРОО «Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ» в адрес Государственной жилищной инспекции Нижегородской области.

По итогам рассмотрения данного обращения инспекция не выявила нарушений при расчете размера платы (ответ от 02.02.2021г. № 515-40660/21).

В связи с противоречивыми разъяснениями ГЖИ НО и положениями действующего законодательства мной было направлено обращение в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России).

По итогам рассмотрения данного обращения Минстрой России представило разъяснения в адрес руководителя государственной жилищной инспекции Нижегородской области о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства при осуществлении расчета и предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Кроме этого, Минстрой России при рассмотрении обращения направил запрос в адрес Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о необходимости представить разъяснения по возникшей ситуации. ГЖИ НО дала заключение о наличии нарушения требований ч. 9.1. ст. 156 ЖК РФ лишь по дому № 146а по ул. М. Горького Нижнего Новгорода (ответ от 14.12.2021 № 515-587875/21), хотя ранее заявила об обратном по тому же спорному объекту и проблеме (ответ от 02.02.2021г. № 515-40660/21).

В связи с полученным ответом Минстроя РФ, мной было направлено обращение в адрес прокуратуры Нижегородской области с просьбой провести проверку в отношении управляющих компаний по факту правильности начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и в случае выявления нарушения, обязать последних произвести перерасчет. Указанная проблема затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

20 мая 2022 года Прокуратурой Нижегородской области мне был дан ответ № 7/3-622-2022, в котором, полагаю, не в полной мере рассмотрен вопрос начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме и не дана соответствующая оценка. В связи с этим, 14 июня 2022 года мной было направлено обращение в адрес Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.

15 июля 2022 года был получен ответ № 7/3-622-2022, в котором Прокуратура Нижегородской области обосновывает существующий порядок начисления расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды наличием: общих собраний собственников многоквартирных домов, а также Постановления администрации г. Н. Новгорода, которыми утверждено, что данные расходы не входят с состав платы за жилое помещение.

Однако в данном заключении, по моему мнению, имеются противоречия, так как не во всех многоквартирных домах были проведены данные собрания, и в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 и № 2 к Постановлению администрации города Нижнего Новгорода № 368 от 31.01.2022 г. плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а так же за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества учитывается отдельной строкой в платежном документе, НО в составе размера платы за содержание жилого помещения (ответ от 09.09.2022г. № 03-01-425738/22).

С декабря 2021 года государственной жилищной инспекцией Нижегородской области выданы: предписания в адрес АО «ДК Нижегородского района» об устранении выявленного нарушения ч. 9.1. ст. 156 ЖК РФ (дом № 146а по улице М. Горького, города Нижнего Новгорода), а также предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в адрес: АО «ДК Советского района», АО «ДК Московского района», АО «ДК Канавинского района», АО «ДК Приокского района», они до настоящего времени не исполнены (ответ от 14.12.2021 № 515-587875/21).

Хотелось бы отметить, что АО «ДК Нижегородского района» в настоящее время пытается оспорить предписание Государственной жилищной инспекции в Арбитражном суде Нижегородской области дело № А43-11281/2022. Предписание в отношении управляющей компании было выдано 22.11.2021 № 515-04-1280/1/2021 по дому, расположенному по адресу: г. Н. Новгород, ул. Горького 146а (предписание прилагается).

К участию в деле была привлечена собственник кв. 70, указанного дома, в качестве третьего лица.

Установленный тариф за содержание общего имущества в данном доме составляет 37, 98 руб. Пример расчета платы за содержание по квартире № 70 за 2022год: 37, 98 умножаем на 34.6 квадратного метра квартиры. Сумма = 1314.11р., к этой сумме + 81.51 р. КР на СОИ. Итоговая сумма за содержание жилья увеличилась до 1395.62р. В результате размер тарифа за содержание жилья стал равен 40.25р. Для проверки: – 34.6 кв.м. умножаем на 40.25р. получается сумма 1392.65р. выставленная управляющей компанией по статье содержание жилья (квитанция прилагается).

Соответственно, управляющая компания самовольно увеличила размер платы за содержание жилья, необходимо отметить, что общих собраний в многоквартирном доме, определяющих иной порядок расчета платы за содержание общего имущества, не проводилось.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01 января 2017 года (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

До июля 2019 года вышеперечисленные ДУК выполняли требования действующего законодательства, и с 01.01.2017 года включали в плату (тариф) за содержание жилья коммунальные расходы. Сейчас же коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД) домоуправляющие компании выставляются отдельно, не включая в тариф содержание жилья. Общие домовые нужды (ОДН) за коммунальные услуги в квитанциях выставляют отдельной платой. Домоуправляющие компании, выставляя счета на ОДН отдельно от статьи «содержание жилья», не могут сослаться на Федеральный закон  № 258 «О порядке оплаты коммунальных услуг за содержание общего имущества в многоквартирном доме», который 29 июля 2017 года подписал Президент РФ, его приняла Государственная Дума 19 июля 2017 года, был одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года. В соответствии с изменениями в ст.154, ч. 9.2., ст.156 Жилищного кодекса РФ определён порядок оплаты коммунальных ресурсов в МКД при наличии коллективных приборов учета исходя из норматива потребления соответствующего, вида коммунального ресурса по тарифам, установленным органами государственной власти РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. Причем данными изменениями предусмотрена возможность принятия на общем собрании собственников помещений решения об определении размера коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД в составе платы за жилое помещение двух вариантов:

– 1. Исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества; в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

– 2. Исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, имеются все основания полагать, что домоуправляющие компании нарушают статью 154 ЖК РФ, где содержится перечень платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирного дома, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии ч.7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме и устанавливается на срок не менее чем один год.

На основании ч. 4. ст. 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, то такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Предполагаю, что домоуправляющие компании Нижнего Новгорода нарушили действующее жилищное законодательство, выставив с 01.07.2019г. плату за коммунальные ресурсы отдельно, не включая коммунальные услуги в размер тарифа на содержание жилья.

Уважаемый Игорь Викторович, указанная проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства затрагивает интересы неопределенного круга лиц – жителей города Нижнего Новгорода и области и, соответственно, требует всестороннего и полного разбирательства, так как управляющие компании, вероятно, незаконно взымают дополнительную плату с собственников помещений в многоквартирных домах.

На основании изложенного, прошу Вас оказать содействие в рассмотрении указанной проблемы и дать свою правовую оценку, а в случае выявления нарушений – предпринять меры к их устранению.