Владислав Егоров: “Без федерального финансирования программу капремонта не выполнить”

344

Тема капитального ремонта многоквартирных домов стала проблемной с самого начала реализации реформы, стартовавшей в 2014-2015 годах. В Нижегородской области, как и в других регионах, был создан региональный оператор, сформирована программа капремонта до 2043 года.

Первая и самая главная проблема, которую за эти годы так и не удалось разрешить, это недостаток средств для реализации сформированной программы. Причем, нехватка финансов бывает разной, иногда она исчисляется в процентах, но в данном случае (не только в нашем регионе, но и по всей России) реальные объемы средств в разы меньше, чем действительно необходимые.

То, что возник такой кассовый разрыв между потребностями и возможностями, показывает, что сам подход к капремонту многоквартирного фонда ошибочен и нуждается в срочном кардинальном изменении.

Наша фракция не раз выходила (первый раз еще в 2015 году) на федеральный уровень, обращаясь в правительство с предложениями изменить структуру финансирования капремонта в регионах и сформировать целевую государственную программу финансирования этих задач из федерального бюджета на 70-80 процентов. И только 20-30 процентов можно возлагать на плечи граждан, собственников квартир.

Правильность нашей позиции подтверждается уже почти десятилетним опытом реализации реформы. Действительно, даже если поднимать минимальный тариф взноса на капитальный ремонт с квадратного метра даже в разы, это принципиально не приблизит нас к ремонту стремительно ветшающих домов, которые из разряда просто требующих капремонта переходят в разряд ветхих, затем аварийных, а затем и просто рассыпаются.

Поспеть за этим процессом старения жилого фонда при нынешних темпах финансирования, конечно, невозможно. Сегодня мы оказались перед угрозой вала аварий и ЧП на многоквартирных домах.

Старая электрическая проводка, которая в некоторых случаях уже приближается к вековому юбилею, повышает опасность возникновения пожаров до максимума. Проседающие фундаменты с трещинами, проваливающиеся подвалы – это не просто некомфортно, но уже опасно. Текущие крыши это тоже аварийная угроза: проникающая в квартиры и подъезды вода разрушает основные конструкции зданий.

На сегодняшний день мы имеем быстрорастущий снежный ком проблем, связанных с огромным недофинансированием. Необходима государственная целевая программа капитального ремонта – так же, как и в случае со сформированной в этом году на федеральном уровне комплексной программой модернизации коммунальных сетей. Правда, последняя задумывалась первоначально гораздо более масштабной по деньгам – например, наша область запрашивала 80 миллиардов рублей, а получила три, в аналогичной ситуации оказались и другие регионы. Но, во всяком случае, федеральная программа финансирования появилась. Тот же подход нужно использовать и с капитальным ремонтом.

Региональный оператор может сколько угодно говорить, что необходимо повысить тариф до 26-30 рублей на квадратный метр. Но даже если эти астрономические цифры появятся в платежках, что будет просто убийственно для социальной ситуации, при нынешних темпах инфляции нехватку средств это не покроет и не даст приблизиться к целевым показателям программы.

Кроме создания целевой программы, нам предстоит также фактически заново сформировать программу капремонта, провести индивидуальное обследование многоквартирных домов с выявлением наиболее существенных дефектов. По каждому дому должна быть составлена дефектная ведомость, своего рода паспорт дома. И дома нужно распределить не просто по году постройки, как это чаще всего делается, а по видам и срочности работ, которые предстоит провести.

Вообще капремонт предполагает комплексный ремонт дома. Если мы отремонтируем фасад – качественно и, как правило, дорого, – при текущей крыше на следующий год его придется ремонтировать заново. Все эти проблемы, особенно в домах с долгой жизненной историей, взаимосвязаны.

Программа капитального ремонта писалась «на коленке», это признавали прежние руководители фонда капитального ремонта и министерства ЖКХ. Федерация требовала принять законы как можно скорее, соответственно, пришлось создавать программу, даже не выезжая на объекты, без проверок. Взяли старые данные БТИ в муниципалитетах, практически наобум набросали документы. Созданные таким образом программы – и краткосрочная, и среднесрочная, и долгосрочная – фиктивны.

Сегодня мы видим, как на бегу, на ходу в них вносятся изменения, чтобы уже завтра не обвалилась крыша в доме, где капремонт запланирован на 2030 год. Или чтобы вместо ремонта фасада срочно заменить массово текущие батареи.

Есть дома, которые находятся в предаварийном состоянии – и их несколько тысяч. Мы слышали эти цифры на заседаниях рабочей группы и комитетов Заксобрания. Такие дома нужно срочно приводить в порядок, иначе проживание в них скоро станет невозможным. Эту задачу, в отличие от названных выше, можно решить на региональном уровне. Это по силам министерству и муниципалитетам – последние просто обязаны нести ответственность за состояние многоквартирного фонда, производить обследование домов, участвовать в приемке работ, взаимодействовать с подрядными организациями, решать вопросы с лицензиями.

Фонд капитального ремонта – один на всю область. Хоть он и потребляет из бюджета 250 миллионов рублей в год, но выполнять весь объем необходимых задач не в состоянии. На мой взгляд, совершенно ошибочным решением было создание единого оператора для такого огромного региона – с поручением ему всех функций контроля, организации, отчетности, работы с должниками (среди которых есть много муниципалитетов).

Сегодня совершенно очевидно, что модель финансирования программы капитального ремонта, модель заключения договоров и контроля за работой подрядных организаций была изначально сформирована неправильно, она не нацелена на выполнение всех задач в сфере капремонта. Некая видимость работы есть, но отставание от объемов финансирования и темпов работ сегодня более чем четырехкратное.

Мы тратим в год четыре с половиной миллиарда рублей, хотя для реализации рассчитанной до 2030 года программы капремонта должны тратить порядка 20 миллиардов.

Фонд капремонта сегодня – исходя из реальных возможностей – устанавливает для себя минимальный план. На прошлый год он составил 5,4 миллиарда рублей. Но и этот план он не выполнил.

По плану требовалось освоить 20 миллиардов рублей, поставили себе задачу потратить 5,4 миллиарда, но и от этой суммы освоили лишь 80-85 процентов. Как потом объяснили, в связи с поздней контрактацией, к которой приступили лишь в конце лета. В этом году обещают поправить – но что это означает?

Мы по-прежнему будем реализовывать фиктивную программу капитального ремонта. Будем ее реализовывать в 4-4,5 раза медленнее, чем полагается по срокам. А ведь если добавить нарастающую задолженность по прошлым годам, то даже изначально запланированные темпы нужно было бы существенно увеличить.

В этом году выделили 170 миллионов рублей на техническое обследование домов для того, чтобы актуализировать программу капитального ремонта. В связи с этим я написал обращение в министерство и в фонд капремонта: «Известите, когда будет хотя бы объявлен конкурс на поиск лицензированных организаций, которым доверят осуществлять это техническое обследование, чтобы я как депутат имел возможность контролировать этот процесс».

Уже приближается май – но ответа нет, а конкурс до сих пор не объявлен. Когда будет производиться обследование, когда на его основе будет проведена корректировка программы? Понятно, что никакой реальной деятельности по скорректированной программе в этом году осуществлено не будет.

Все это нас в очередной раз подталкивает нас к тому, чтобы обратиться и к фракции КПРФ в Государственной думе, и к правительству Российской Федерации. Нужно бить во все колокола. Остался год-два, чтобы кардинально изменить подход к капитальному ремонту многоквартирного фонда.

Срочно нужно менять структуру финансирования капремонта, необходима целевая федеральная программа. А на региональном уровне необходимо, по сути, заново создавать программу капремонта с проведением обследования и инвентаризации каждого жилого многоквартирного дома.

С такими предложениями мы и обращаемся в Госдуму и федеральное министерство ЖКХ, которое курирует этот проект.

Считаю, что все регионы должны подключиться к этому давлению, иначе все планы по капитальному ремонту в стране будут провалены.

Источник: https://apn-p.ru/publication/bez-federalnogo-finansirovaniya-programmu-kapremonta-ne-vypolnit/