Владислав Егоров: Уровень бедности по большей части зависит от федеральных решений

264

Нижегородская область – с промышленным, научным и образовательным потенциалом, которым она всегда славилась, тем более будучи столицей Приволжского федерального округа – должна быть лидером по уровню доходов населения. И Нижний Новгород – город-миллионник, расположенный близко к Москве, что всегда наводит на сравнение ситуации у нас и в столице.

Но я с большим скепсисом отношусь ко всем рейтингам субъектов Российской Федерации – их сейчас 89. Как ни тасуй, как ни сравнивай эти регионы, они все равно очень разные по потенциалу, по возможностям, по бюджетам. Сравнения получаются некорректными и немного искусственными.

Говорить об уровне бедности, которому посвящен очередной рейтинг РИА Новости, нужно в контексте федеральной политики. И уровень социальных выплат: пенсий, стипендий, пособий – по большей части зависит от федеральных решений, законов, постановлений правительства РФ, а не от региональных доплат. Да и уровень заработной платы тоже.

Я с большим удивлением прочитал, что в Нижнем Новгороде средняя месячная зарплата перевалила за 60 тысяч рублей. Хотелось бы в это верить, но практика личного общения – а она в моей депутатской деятельности достаточно обширная –  показывает, что в областном центре все далеко не так благополучно. Тем более в сельской местности нашего региона – там ситуация с бедностью остается драматической.

Существует несколько понятий, характеризующих уровень доходов граждан: среднемесячная заработная плата, среднедушевой доход, реально располагаемые денежные доходы. И я не совсем понимаю, зачем Росстату и Минэкономики такое количество критериев, в которых они и сами уже путаются, не говоря о гражданах, которым они рассказывают, что жить с каждым днем становится все веселее. И ведь люди вряд ли верят этим заявлениям, поскольку в реальной действительности все выглядит иначе.

Конечно, приятно зафиксировать, что уровень бедности составляет восемь процентов, на 0,4 процента меньше, чем в прошлом году. Но ведь сколько ни произноси «халва», во рту слаще не станет. И рапорты о снижении уровня бедности в регионе вряд не могут успокоить тех, кто вынужден считать буквально рубли и копейки, чтобы решить насущные проблемы выживания своей семьи.

Скрытая инфляция съедает мизерные повышения социальных доходов населения, все дорожает, появляются новые обязательные платежи. Когда у нас обсуждается проект социально-экономического развития региона, я всегда прошу дать показатель уровня жизни граждан – именно в измерении реально располагаемых денежных доходов, то есть все получаемые человеком доходы минус индекс инфляции и все обязательные платежи, которые человек должен осуществить. Тогда мы будем понимать, лучше или хуже он стал жить, чем в прошлом году.

Когда мне удавалось получать по запросу эти данные, то всегда получалось, что реальные денежные доходы населения в области, как и в стране в целом, падали все последние годы. Да и странно было бы, если бы было иначе – после двух с лишним лет пандемии, санкций и кризисов, влияния субъективных факторов и накопленного негатива прошлых лет. Все это не могло не сказаться на реальном благосостоянии граждан. Это очевидные факты, и их прятать не надо.

Нужно реалистично смотреть на ситуацию и находить пути преодоления проблем. Самоуспокоение при помощи статистики – не лучший способ для этого.

Росстат нужно сделать независимым, вывести его из подчинения Минэкономразвития – очень странно, что правительство оценивает свою деятельность, опираясь на данные подчиненного ему ведомства. Нужны объективные оценки деятельности власти и состояния доходов населения.

И все рейтинги регионов сегодня имеют спортивное или рекламное, имиджевое значение, но к реальной действительности обычно привязаны очень слабо.

Источник: https://apn-p.ru/publication/uroven-bednosti-po-bolshey-chasti-zavisit-ot-federalnykh-resheniy/