В Нижнем Новгороде состоялся патриотический автопробег, организованный КПРФ. Мы поинтересовались у руководителя фракции Компартии в Законодательном Собрании Нижегородской области Владислава Егорова, с какой целью коммунисты и их сторонники сели за руль? Кстати, коснулась беседа и других злободневных тем.
Все для фронта!
«Что касается автопробега, то это всероссийская акция, которую каждый регион проводил самостоятельно, в том числе и мы – отвечает Владислав Иванович. – Нас можно поздравить с почином, потому что это первое с начала пандемии, то есть, согласованное властью, наше публичное массовое мероприятие. До этого мы не имели возможности их проводить», – пояснил Владислав Иванович.
На вопрос корреспондента: все-таки патриотической темой сейчас является волонтерство, а не пустая трата ГСМ на пробеги, он ответил:
– С нашей стороны было заявлено порядка 30 машин, при этом главным лозунгом акции была как раз поддержка наших ребят в СВО! Сегодня это важно, но мы понимаем, что главное – это не просто уличные манифестации с призывами, а сбор средств для реальной, материальной помощи нашим бойцам. Эту работу мы тоже регулярно проводим. Мы ведем сбор средств и на улицах населенных пунктов, у нас уже намечено еще два выезда в Донбасс, мы подготовили две группы грузов для разных адресатов. Мы понимаем, что сегодня нужно работать только адресно, по заявкам. Не как в начале спецоперации, когда покупали и отправляли все, что в голову придет. Сейчас же нам точно известно: что нужно нашим бойцам на передовой, и знаем, кому адресно и что необходимо доставить.
Мы в данном случае берем на себя функцию мобилизации общественных ресурсов для помощи фронту. Естественно, каждый коммунист вносит свой вклад и личные средства. Например, каждый депутат нашей фракции перечисляет однодневный заработок.
Конечно, только этим дело не ограничивается. У нас уже более 20 членов КПРФ из Нижегородской области сражаются на фронте. И к сожалению несколько дней назад в Тоншаево состоялись похороны одного из бойцов – нашего товарища. Евгений Чугров родился в июне 1988 года в поселке Буреполом Тоншаевского муниципального округа. До мобилизации трудился в родном поселке электромонтером на железной дороге. А 9 июля погиб в бою под Артемовском.
В партию Евгений вступил в 2020-м году, а уходя на фронт сказал: «Не подведу ни свою семью, ни свою партию!». И не подвел, погиб геройски. Конечно, в таких случаях мы помогаем семьях погибших. У Евгения, например, осталась шестилетняя дочка и для нас это зона особой ответственности. И лозунги «Своих не бросаем» и «Все для фронта, все для Победы!» – для нас это не просто слова. Сегодня это, наверное, смыслообразующие выражения, которые объединяют, мобилизуют людей. Позволяют им вспомнить, что у них общая Родина независимо от каких-то расхождений во взглядах и убеждениях. А главный смысл – патриотический – был заложен и в советской системе воспитания, и очень бы хотелось сегодня его возродить.
Конечно, за минувшие тридцать лет наша система образования перенесла серьезнейшие испытания, и очень многие сегодня просто либо не знают, кто такие молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Матросов и Гастелло, либо представления о них настолько искажены «солженицынской» антисоветчиной, фальсификациями, фильмами «Штрафбат», другой как мы ее называем «развесистой клюквой», при помощи которой деформировали сознание людей. Поэтому сейчас задача – восстановить и возродить историческую правду. И компартия видит одной из главных своих задач в плане воспитательной работы восстановление тех принципов патриотической работы, которые существовали в советское время, начиная от пионерии. Хорошо, что эта организация возрождается, и со временем, я уверен, будет возрожден и комсомол».
«Время вернуть Сталина в историю?»
Огромный резонанс на всю страну произвело известие о начале строительства на Бору музейного комплекса “Сталин-центра”. Не секрет, что инициаторами проекта стали коммунисты. Поэтому мы поинтересовались у Владислава Егорова, какова его цель проекта?
– Сталин-центр будет, по сути, музеем советской истории. У нас уже есть музей СССР, созданный в Московском районе, членом КПРФ, Почетным гражданином Нижнего Новгорода Владимиром Герасичкиным (собственник зоопарка «Лимпопо» – ред.) Он на свои средства построил совершенно великолепный и уникальный музей Советского Союза с огромным количеством экспонатов. Мы посещали его вместе с Геннадием Андреевичем Зюгановым и тот был впечатлен увиденным.
Что же касается Сталин-Центра, то мы рассматриваем его как здоровую альтернативу Ельцин-Центрам, которые появлялись как грибы после дождя и которые КПРФ сейчас предложила признать иноагентами. Необходимо напоминать, что Ельцин стал разрушителем нашей державы, подписав Беловежские соглашения, и он несет личную прямую ответственность за разрушение СССР. А Сталин напротив, был “собирателем земель русских”. И он был созидателем, в отличие от Геростратов тех времен.
Парадоксально, что, тем не менее, нам не согласовали ни установку памятника, ни строительство Сталин-центра на муниципальной земле, сказав, что для этого в Борском районе нет места. Особенно сегодня, в условиях спецоперации, странно, что Генералиссимусу Победы нет места на Нижегородской земле.
– Но ведь, как правило, такие объекты вызывают и туристический интерес?
– Безусловно. И вызывают немалый интерес гостей города. Даже только появление памятника Сталину сегодня стало просто туристическим магнитом! Причем в неофициальных туристических маршрутах этот памятник стоит, туда приезжают даже гости из других стран. Но при этом они должны сначала постучаться в калитку к собственнику, чтоб тот открыл и позволил возложить цветы. Конечно, он позволит. Только выглядит это все уже неестественно.
Особенно это удивляет, когда год назад у нас открыли памятник Николаю II в Кулебаках, а сейчас еще собираются открыть и памятник Николаю I в Нижнем Новгороде. Я сразу задаюсь вопросом: как это сопоставить сквозь призму происходящих на Украине событий? Как сопоставить роль и значение этих фигур в истории? На каких примерах мы хотим воспитывать новое поколение?
Ведь мы понимаем, что Николай I – это проигрыш Крымской войны. Это трагедия для России, поражение, которое стало завершением его царствования. То есть все его 30-летнее правление заканчивается крахом, демонстрацией слабости, которую Россия обрела благодаря его руководству: начал с расстрела декабристского движения, виселиц и каторги, а закончил позорным поражением в Крымской войне. А Николай II – это поражение в Русско-японской войне, и его царствование завершается развалом страны, угрозой распада государства, когда отпали все национальные окраины. И памятники этим правителям мы сегодня собираемся выставить в качестве «фигур общественного почитания» и на них воспитывать патриотизм?
Ну, хорошо, пусть они тоже будут. Нельзя сказать, что они личности не исторические. Но почему же тогда Сталина нельзя? Почему памятник победителю в величайшей войне, унесшей жизни 27 миллионов наших сограждан, освободившего Европу от фашизма, можно поставить только за забором в палисаднике частного дома? Власть боится Сталина, как боятся великого те, кто пребывают в его тени?
Лично я считаю, что настало время вернуть Сталина в нашу историю, в наше общественное сознание и в воспитательный процесс. Да и президент России, участвуя в праздновании 80-летия победы в Сталинградской битве в феврале текущего года совершенно четко обозначил отношение к роли этой фигуры в истории. Более того, он присутствовал на открытии мемориала, где были поставлены памятники трем нашим военачальникам – Жукову, Василевскому, Сталину. Причем Верховный главнокомандующие там был центральной фигурой. Кстати, в этом году отмечаем и 80-летие Курской битвы, и битвы за Кавказ.
«Кто матери истории более ценен?»
И уж если мы собираемся обращаться к историческим фигурам, то уместно будет вспомнить прежде всего советский опыт. Вот, говорят, что Николай I много сделал для благоустройства Нижнего Новгорода. Но давайте сравним это с технической и гуманитарной революцией, которая произошла в городе Горьком в 30-40-е годы прошлого века, когда он из провинциального торгового города превратился в крупнейший промышленный, научный и образовательный центр страны и даже мира. И собственно, именно на нашей территории создается атомная бомба – тот самый ядерный щит Родины! И кто это все создал?
Знаете, по переписи населения грамотность в городе, я уже не говорю о сельской местности, составляла 56%. То есть, эти люди умели хотя бы писать. А половина вместо подписи ставили крестик. Это в городе! Представляете, какой уровень безграмотности был на селе? При этом даже среди дворян 42% имели только начальное образование. То есть, умели только подпись поставить!
А революция уже через 20 лет привела к тотальной образованности населения, к созданию исследовательских центров, научных институтов. Это все Сталин, советская власть, модернизация, которая была произведена буквально за несколько десятилетий.
А детская смертность? В 1913 году, который называют самым показательным царской России, в Нижнем Новгороде до 5 лет не доживал каждый второй ребенок, 42% умирает в возрасте до года. В советское время этот показатель снизился в 20 раз! И это было в сталинские времена, я не говорю о 60-х, 70-х годах.
Так что на кого мы хотим равняться? На отстающую страну или страну, которая стала первой в космосе и достигла ядерного паритета в 49-м году стразу после войны? И весь этот рывок был спрессован в пару десятилетий: первая пятилетка начинается в 1928 году, Сталин умирает в 1953-м. За четверть века он действительно с сохой Россию взяв, оставляет ее с атомной бомбой» – пояснил Владислав Егоров.
Нужна программа поддержки материнства и детства
Много кривотолков вызвало недавнее заявление глава Минздрава РФ Михаила Мурашко о том, что россиянкам «фактически уже со школьной скамьи» нужно объяснять, что сначала нужно родить ребенка, а потом уже получать образование и строить карьеру. Есть мнение, что столь спорная мысль была высказана в отчаянии, связанном с катастрофической демографической ситуацией. Но, возможно, у проблемы есть другие пути решения?
– Демографическая ситуация очень беспокоит. Рождаемость низкая и по-прежнему снижается год за годом. В Нижегородской области – на 4 % за полгода по сравнению с аналогичным периодом прошлого года!
_ Но почему это происходит? Ведь социальная поддержка вроде бы осуществляется?
– Нет комплексного взгляда на эту проблему. Есть давно работающий национальный проект «Демография». И когда КПРФ предлагало различные варианты остановки процесса естественной убыли населения, нам говорили: подождите немножко, сейчас заработает нацпроект, и вы сами увидите, как все изменится.
Ничего не изменилось! Значит, не туда шли или двигались медленно. Нет комплексности, системности. Нет того, что в советское время называлось программой поддержки и развития материнства и детства.
Конечно, требуются материальные пособия. Но они нужны в большем масштабе. Нашей фракцией было внесено предложение об увеличении регионального материнского капитала. Мы предложили на этот раз привязать размер регионального материнского капитала Нижегородской области к федеральному, чтоб региональный материнский капитал составлял 30% от федерального. Такая норма действует уже в 10 субъектах России и себя оправдывает. Если у нас материнский капитал в среднем составляет 100 тысяч рублей, то при такой привязке он составлял бы 232 тысячи рублей. Это увеличение почти в 2,5 раза. Плюс федеральный. Сумма федерального материнского капитала индексируется, а наша сейчас фиксированная.
Особенно эта тема важна и актуальна для тех семей, кто решается завести третьего ребенка и стать многодетной. Переходя в статус многодетной, как показывает статистика, семья очень сильно рискует своим материальным благополучием. Доля бедных среди многодетных семей значительно выше, чем среди семей с двумя, одним ребенком или без детей.
Стало быть, государство недорабатывает в вопросе? Ведь только расширенное воспроизводство, когда родителей двое, а детей уже трое, является залогом преодоления демографического провала, а не терять каждый год в регионе по 30 тысяч человек! Вдумайтесь: с 90-х годов наша область потеряла без войн и катаклизмов 600 тысяч человек! Это жутчайшие цифры. Это только разница между смертностью и рождаемостью, миграционные процессы здесь не учитываются. Но они и не компенсируют убыль населения, потому что приезжает к нам примерно столько же, сколько и убывает.
Поэтому требуются более радикальные подходы. Возможности в бюджете для этого имеются» – говорит лидер нижегородских коммунистов.
«Семья – ячейка общества»
Но материнский капитал – одна из проблем. Есть еще и жилищная проблема, которая ныне стоит на повестке не менее остро. Кто осмелится обзавестись детьми в отсутствии даже перспективы получить достойное жилье?
«Смотрите, в советское время – 10 лет отработал, гарантированно получаешь квартиру. А если работал еще и на каком-то вредном производстве или на севере, то через 2-3 года квартира. Молодая семья понимала, что государство неустанно опекает ее развитие. Ведь не случайно семья называлась ячейкой общества – смысл в том, что государство относится к каждой семье как к важнейшему элементу общегосударственного целого. Если развивается семья – то есть будущее и у государства! То есть, социализм — это не только справедливое распределение доходов, это забота государства о будущем поколении начиная с рождения и на протяжении всей жизни.
А у нас сейчас на ближайшем заседании Заксобрания будет рассматриваться ситуация с реализацией областной программы по предоставлению молодым семьям субсидий для индивидуального жилищного строительства – около миллиона рублей. Чтобы в нее войти необходимо, чтоб оба родителя были не старше 35 лет, и чтобы они подтвердили возможность вложить оставшуюся часть суммы, поскольку одного миллиона сегодня строительства индивидуального жилья совершенно точно не хватит.
В советское время для молодых семей государство бесплатно выделяло квартиры. Но пусть хотя бы так. Однако даже эту программу государство сегодня не в силах обеспечить. В нашей области 900 семей находятся в очереди по этой программе. В этом году субсидии получили 22 семьи, в прошлом году – 89 семей. То есть, мы видим прогрессирующую очередь и получают субсидии максимум 10% от участников программы. А дальше проходит 5-7 лет и они уже 36-летние и лишаются права на получение этой льготы. Все, эта маленькая калиточка для них закрылась!
Наше Заксобрание сейчас занимается тем, что пишет письма федеральному правительству. И в данном случае собираются попросить там еще денег. Но доля федерального софинансирования составляет по этой программе всего одну четверть. А если опять ничего не дадут, как и раньше? Поэтому мы предложили протокольно записать, что в таком случае финансирование программы будет увеличено за счет областного бюджета. И записали, мы смогли добиться этого» – подчеркнул Владислав Егоров.
Онкоцентр: прожекты и реальность
Но у демографии два критерия. С рождаемостью все понятно. А как обстоят дела в борьбе со смертностью? Понятно, что в данном вопросе определяющее значение имеет эффективность системы здравоохранения. А она связана с внедрением новых технологий и строительством новых современных медицинских центров. Одним из таковых давно уже должен был стать онкоцентр. Однако выяснилось, что с реализацией проекта по его строительству снова возникли проблемы.
«Два месяца назад тогдашний министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов заявил во всеуслышание, что велика вероятность того, что в 2024 году в Нижнем Новгороде начнется строительство онкологического центра, что соответствующая заявка от региона направлена в Минздрав РФ.
Я это решил проверить через наших товарищей в Госдуме. И оказалось, что действительно, еще в январе заявка от Нижегородской области была направлена в Минздрав, но тот уже ее отклонил и не собирается включать в проект бюджета на 2024 год. Более того, Нижегородская область в своей заявке не представила обоснования необходимости онкоцентра для региона. То есть, «дайте денег, и все». Конечно, их не дали.
Следовательно, надо понимать, что на следующий год этой строки в федеральном бюджете не будет. Значит уже сейчас нужно предпринимать коллективные действия, чтоб каким-то образом помимо Минздрава включить этот пункт в проект бюджета, например, через депутатов-нижегородцев. А если этого не получится, то изыскивать резервы, чтобы начинать самим строить.
Сейчас поговаривают, что рассматривается вопрос о привлечении частного инвестора и оптимизации проекта. Но оптимизация — это всегда сокращение, то есть это будет уже не полноценный проект. А что касается частного инвестора, то у меня возникает вопрос, как с ним собираются договариваться. Это будут платные услуги или ему будут платить из бюджета?
На память сразу приходит пример нерационального концессионного соглашения – это платные парковки в Нижнем Новгороде. Когда вместо того, чтобы средства вложить в установку этих паркоматов, дали заработать частному монополисту, который вложив 200 миллионов рублей, будет зарабатывать безостановочно и долгосрочно, бюджет будет терять, а нижегородцы вынуждены платить.
Тем более в здравоохранении государственное участие всегда лучше привлечения каких-то капризных частных инвесторов. И у меня есть поручение от Геннадия Андреевича Зюганова, что если в вопросе с онкоцентром мы здесь не находим решения, то тогда фракция КПРФ в Госдуме берет на себя лоббирование интересов Нижегородской области в этом вопросе» – рассказал секретарь обкома НРО КПРФ.
«Пора прекратить дискриминацию работающих пенсионеров!»
Оптимизма в этом вопросе добавляет тот факт, что в последнее время власти все же начинают почаще прислушиваться к инициативам коммунистов и на их счету все больше побед. Одной из таковых Владислав Егоров считает единодушную поддержку Законодательным Собранием проекта федерального закона о возвращении индексации пенсии работающим пенсионером.
«Мы обратились к трудовым коллективам, к профсоюзам, к ветеранским организациям области, и люди откликнулись. Пошли обращения на имя председателя правительства России, председателя Государственной думы в поддержку этой инициативы. Напомним, с 2016 года индексация была остановлена, президент говорил, что надо ее возвращать еще в 2020-м году, но правительство так эту задачу и не выполнило. Так вот, у нас и Выксунский металлургический завод, Правдинский завод радиорелейной аппаратуры, и ветеранские организации Нижнего Новгорода, Дзержинска, и ряд районных организаций Союза ветеранов Афганистана, и трудовой коллектив Шахунской районной больницы написали такие письма. География по всей области – от Шатков до Шахуньи. Сейчас сбор подписей проводим, чтоб решение было принято. Но то, что ЗСНО высказалось в поддержку данной инициативы Законодательного собрания Ленинградской области, это результат нашей долголетней работы в данном направлении.
Дорогу фронтовикам!
Сейчас формируется мнение, что надо смелее давать дорогу в политику и общественную деятельность участникам СВО. Интересно, а как относятся к этой идее в КПРФ?
«Я всегда был сторонником того, чтобы ветераны боевых действий имели перспективы общественной самореализации. Потому что именно эти люди, имеющие боевой опыт, чаще всего наделены и лидерскими качествами, и способностью оперативного реагирования на меняющиеся ситуации, что важно в нашей стремительной жизни, требующей оперативных решений. А главное, это люди с внутренним стержнем, а мы с развалом СССР потеряли как раз стержневую основу личности: духовную, нравственную, волевую, патриотическую. Но она сохранилась в людях, прошедших через горячие точки, которые рисковали жизнью ради своей страны. И это сегодня нужно максимально встраивать в государственную систему управления, а мы готовы давать им дорогу!» – резюмировал беседу Владислав Иванович.
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ