Напомним, что фракция КПРФ внесла инициативу об установлении размера регионального материнского капитала с 1 января 2024 года при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей с действующих 100 тысяч рублей до 30% размера материнского капитала, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на соответствующий год. На 2023 год таким образом сумма регионального материнского капитала составляет 232 688 рублей.
Проблема остается одной из самых острых для Нижегородской области на протяжении уже многих лет и сломить этот негативный тренд не удается. Смертность стабильно превышает рождаемость. В первом полугодии этого в Нижегородской области родилось на 3.8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего с 1990 по 2022 годы численность населения Нижегородской области сократилось на 630 тысяч человек.
В настоящее время не менее десяти российских регионов осуществляют выплаты материнского капитала в размере 30% размера материнского капитала, установленного на федеральном уровне. В числе этих регионов: Амурская область, Бурятия, Якутия, Забайкальский и Приморский края, Еврейская АО, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий округа. То есть как раз те регионы, где ситуация с демографией так же носит критический характер.
Важно отметить и то, что привязка к размеру федерального материнского капитала, решает еще одну острейшую проблему, а именно своевременную индексацию размера регионального материнского капитала.
На состоявшемся 22 августа 2023 года заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, Президент РФ В.В. Путин вновь отметил, что ситуация с рождаемостью в стране «продолжает оставаться сложной» в связи с чем необходимы дополнительные меры в сфере демографии.
Однако депутаты фракции «Единой России» и Правительство посчитали, что расходы на реализацию инициативы требуются несколько больше и источников финансирования, указанных фракцией КПРФ в финансово-экономическом обосновании, недостаточно.
В очередной раз со стороны ряда депутатов прозвучали обвинения фракции КПРФ в отсутствии комплексного подхода, упрощении ситуации и неэффективности предлагаемой меры.
Между тем, идея введения данной меры поддержки (материнский(семейный) капитал) была признана эффективной и предложена федеральным правительством. Более того с 2006 года эту меру не только не отменили, а наоборот продолжают развивать, увеличивая размеры поддержки и расширяя возможности ее использования получателями.
Что касается комплексного подхода, то наша фракция никогда не рассматривала материнский капитал как панацею от демографических проблем, как раз наоборот, депутаты КПРФ на протяжении многих лет предлагают комплекс инициатив по поддержке материнства и детства. Но когда фракция КПРФ в Законодательном собрании предлагала принять государственную программу поддержки материнства и детства, разработать новый комплекс мер помощи молодым и многодетным семьям, нам говорили, что у нас в области и так передовое социальное законодательство по сравнению с другими регионами. Что вот-вот заработает национальный проект «Демография» – и мы увидим его результаты.
Но, похоже, этот нацпроект так и не заработал. Поэтому сейчас утверждена новая программа повышения рождаемости на 2023-2025 годы. Однако каких-то новых прорывных механизмов и мер в нем, к сожалению, не предлагается. Опять перечисляются все те же методы, которые когда-то должны заработать.
Разговоры о том, что не все решается материальной поддержкой, на наш взгляд, неубедительны. К сожалению, сейчас уровень жизни многих нижегородцев, особенно молодежи, невысок, и региональные меры поддержки явно недостаточны, чтобы побудить молодые семьи к рождению детей.
В советское время она решалась за счет массового строительства и предоставления бесплатного жилья. Сегодня даже при всех льготных социальных формах ипотеки, кредитование оборачивается закабалением, в результате чего молодые семьи отказываются от рождения ребенка и распадаются.
КПРФ считает, что только принятие федеральной и региональной комплексных программ поддержки материнства и детства с разветвленной системой материального стимулирования – на первые годы жизни ребенка, на его лечение, получение образования, на обеспечение семьи жильем – может привести к качественному изменению в демографической сфере и прервать процесс депопуляции, который мы наблюдаем в нашей стране и в регионе.
Меры эти нужно принимать срочно, считая демографическую проблему одной из приоритетных для государства. На ее решение должны быть направлены основные ресурсы. И регматкапитал является одним из таких важных направлений.