Председателю Правительства Российской Федерации
М.В. Мишустину
Уважаемый Михаил Владимирович!
В опубликованном Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре 2023 года прогнозе социально-экономического развития РФ на 2024-2026 гг. индексация совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в РФ с 1 июля 2024 года составит до 9,8%.
В предыдущем трехлетнем макропрогнозе, на 2023-2025 год, предполагалась предельная индексация тарифов ЖКХ для населения с 1 июля 2024 года в пределах 6,3 %.
При этом по отдельным муниципальным образованиям допускается превышение установленного индекса по субъекту РФ более чем на величину предельного отклонения.
В 2022 году Правительство РФ вместо плановой индексации тарифов с 1 июля 2023 года перенесло их индексацию на 1 декабря 2022 года. Предельный уровень индексации тарифов для населения был установлен в 9%. За календарный год повышение тарифов на газ, передачу электроэнергии, обращение твердых коммунальных отходов, водо- и теплоснабжение произведено дважды. Размер повышения тарифов, в основном, превысил уровень официальной инфляции по стране в 2021 и 2022 годах.
Внеплановая индексация роста тарифов обосновывалась необходимостью обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов, а перенос сроков обосновывался необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения. Однако, на примере Нижегородской области можно сделать вывод, что масштабных изменений и качественного прорыва в этом направлении не последовало, и, по всей видимости, не предвидится.
Постоянный рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства вместе с повышением цен на товары первой необходимости в последние годы значительно опережает рост доходов большинства населения. При этом реальные располагаемые доходы большинства населения только снижаются. Все больше граждан не имеют возможности платить по коммунальным счетам, пополняя армию должников. Дальнейший рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, без соответствующего повышения реальных доходов населения, приведет к росту социальной напряженности в обществе.
Мы считаем, что при формировании тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, которое имеет большие сомнения в экономической обоснованности в связи с его непрозрачностью, закладывается достаточно большой запас прочности по потерям коммунальных ресурсов, по расходам на содержание и обслуживание как инженерных сетей, производственных объектов, основных и вспомогательных средств производства, так и обслуживающего и управленческого персонала организаций жилищно-коммунального хозяйства, а в ряде случаев на обеспечение интересов инвесторов. Необходимо отметить и несправедливое взимание платы с населения за отсутствие потребления коммунальных ресурсов и пользования коммунальными услугами, к которым относится начисление платы за энергоресурсы с применением повышающих коэффициентов к нормам потребления при отсутствии приборов учета энергоресурсов либо пропуске сроков их поверки и неоднократное взимание платы за вывоз твердых коммунальных отходов: в многоквартирных жилых домах – “с квадратных метров”, в домохозяйствах – с зарегистрированных по месту жительства граждан и/или с проживающих граждан, а при их отсутствии – с собственников жилых помещений.
Мы неоднократно заявляли о необходимости сокращения расходов на неэффективные эксплуатационные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, когда в одних и тех же аварийных местах систематически, иногда по несколько раз в год проводят некачественные ремонтные работы с проведением дорогостоящих земельных работ и укладкой дорожного покрытия, или замену старых труб на старые, а также расходов на не имеющую отношения к жилищно-коммунальному хозяйству деятельность, в том числе спонсорскую и благотворительную.
Несмотря на сверхвысокие тарифы на коммунальные услуги в большинстве районов Нижегородской области, иногда в разы превышающие тарифы, действующие в областном центре, у местных администраций и большинства организаций коммунального хозяйства практически отсутствует выверенная политика в проведении качественного подхода к ремонту и замене изношенных сетей, по улучшению качества и повышению надежности оказываемых услуг и поставляемых ресурсов. Последствиями такого бесхозяйственного подхода в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются обогрев атмосферного воздуха теплотрассами без теплоизоляции, затопленные канализационными и иными стоками подвалы жилых домов, порча имущества собственников зданий и помещений, рост заболеваний людей, вызванных повышенной влажностью или пониженным температурным режимом.
Изношенность инженерных сетей превышает в отдельных местностях 90%, аварийность на сетях растет год от года. Естественно, необходимо проведение масштабного обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов в Нижегородской области и по всей стране, но это должна быть выверенная, экономически обоснованная государственная стратегия с государственным же финансированием основных расходов. Простое повышение тарифов, как показывает многолетняя практика, не способно решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы повышаются ежегодно, однако износ инженерных сетей неуклонно повышается.
Необходимо отметить, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги выступает одной из главных причин развития инфляционных процессов во всех сферах экономики, дополнительным фактором повышения финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, граждан и организации различных форм собственности, снижает качество и уровень жизни населения, способствует увеличению количества должников – потребителей жилищно-коммунальных услуг и суммы долга. Одной из основных причин необходимости заморозки роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги является снижение реальных доходов населения, сокращение прибыли или увеличение убытков организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Сдерживание роста тарифов можно добиться за счет оптимизации расходов ресурсоснабжающих предприятий, исключения из тарифов необоснованных расходов инфраструктурных монополий.
Уважаемый Михаил Владимирович! Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области полагает целесообразным отказаться от повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2024 году в столь больших величинах (выше 3-4%), особенно выше уровня официальной инфляции в Российской Федерации по итогам 2023 года и установить на федеральном уровне максимально допустимый размер доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 10% совокупного дохода семьи.
Данные меры позволят снизить социальную напряженность в обществе и положительным образом отразятся на экономическом благополучии наших граждан.
Руководитель фракции
В.И. Егоров