13 июня состоялось внеочередное заседание Законодательного Собрания Нижегородской области. Главным вопросом для рассмотрения стала концепция изменения налоговой системы, предложенная правительством РФ. Принципиальные изменения связаны с введением прогрессивной шкалы налогообложения, где верхняя ставка на доходы физических лиц увеличивается с 15% до 22% и вводится 6 групп доходов со ставками обложения от 13 до 22%.
Фракция КПРФ в целом поддержала предложенную концепцию, вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения давно назрел. Коммунисты многократно выступали с предложениями и вносили законопроекты по реформированию налоговой системы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Более того, это один из основных пунктов социально-экономической программы КПРФ.
Существующая шкала налогообложения является антисоциальной и уродливой по сути и по форме. Во многом благодаря ей произошло колоссальное социальное расслоение российского общества, где разница в доходах между самыми бедными и самыми богатыми группами исчисляется двузначными значениями и сопоставима с расслоением в беднейших латиноамериканских и африканских странах. При этом основной налоговый гнет лежит на плечах наиболее незащищенных беднейших групп населения. Очевидно, что 13%, которые платит со своей нищенской зарплаты медсестра или учитель, в объеме дохода несопоставимы с зарплатами топ-менеджеров государственных корпораций, чиновников федерального уровня и уж тем более владельцев «заводов, газет и пароходов»!
Более чем в 150 странах действует прогрессивная шкала налогообложения, однако наша власть в угоду олигархическим кланам все эти годы как чёрт ладана боялась введения прогрессивной шкалы. Мы надеемся, что первый принципиальный шаг в оздоровлении налоговой системы сделан. Однако требуется еще провести огромную работу по доработке и наладке новой системы.
В существующих геоэкономических и геополитических реалиях, в которых существует наша страна, налоговая реформа должна решить две принципиальные проблемы:
— во-первых, минимизировать социальное неравенство в стране;
— во-вторых, создать эффективный механизм, способный генерировать внутренние инвестиции и направлять их в реальный сектор, а не в офшоры и зарубежные банки.
Сделать это необходимо в кратчайшие сроки, и полумерами здесь не обойтись.
Есть много вопросов и рисков, связанных с правительственным вариантом налоговой реформы, — главный из них то, что реформа может свестись к банальному увеличению налогового бремени на граждан и бизнес для получения дополнительных доходов бюджета на латание возникающих дыр.
Не меньше вопросов вызывает сохранение ставки 13% для малоимущих граждан. КПРФ настаивает на том, что к категориям населения, получающим доход в границах минимального размера оплаты труда, применялась нулевая ставка НДФЛ, как это реализовано во многих развитых странах мира.
Верхняя граница ставки НДФЛ в 22% также явно недостаточна для решения указанных задач и является одной из самых низких в мире. В странах Европы и Америки верхняя граница доходит от 30% до 50%.
«К сожалению, прогрессивная шкала касается лишь зарплат наших граждан и не применяется при налогообложении личного имущества, средств на депозитах и прибыли от финансовых инструментов наиболее богатых россиян», — прокомментировал позицию КПРФ руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области Роман Кабешев. «Последние как раз и составляют наибольшую долю в структуре доходов российских олигархов.
Согласно предложениям Правительства РФ, наиболее серьезные издержки от новой реформы может понести мелкий и средний бизнес, что самым негативным образом может сказаться на занятости, качестве и стоимости товаров и услуг для населения.
Во фракции КПРФ в Государственной Думе РФ создана рабочая группа из депутатов и экспертов, которая активно работает над предложениями ко второму чтению. Фракция КПРФ в Законодательном Собрании также направила свои предложения в эту рабочую группу».