Коммунисты Уреня в День Великого Октября возложили цветы к памятнику, который хранит память о революции

11

В Урене стоит памятник, хранящий в себе историю нашего края, неразрывно связанную с историей всей России. В августе 1918 года в Варнавинском и Ветлужских уездах, тогда Костромской губернии, вспыхнуло белогвардейское кулацкое восстание. Центром мятежа стал Урень. Мятежники, во главе с Иваном Нестеровичем Ивановым – «девятипудовым царём», мечтали о создании независимого Уренского государства. Иванов обещал крестьянам “золотые горы”, если они уничтожат Советскую власть, называя себя вторым Мининым.

Мятеж разрастался, на его подавление были посланы отряды Красной Армии под руководством Н. А. Филатова, М. Ф. Букштыновича. В борьбе за установление Советской власти погибли многие красноармейцы. Этот памятник — братская могила в полном смысле этого слова. Он хранит в себе память о героях революции.

Одним из первых здесь был похоронен красноармеец Дмитрий Фёдорович Пиунов (ему было всего 23 года), погибший от рук уренских бандитов в 1919 году. В день похорон к Народному дому (располагался на месте школы) пришли сотни жителей села.

Похороны были «по-красному» — без участия священника, под звуки похоронного марша «Мы жертвою пали в борьбе роковой…», было приспущено повязанное траурным крепом Красное знамя. На прощание раздались винтовочные залпы. Одна из улиц нашего города носит имя Д. Ф. Пиунова.

Также здесь покоится Семён Евгеньевич Попов, в честь которого тоже названа улица. Это был бесстрашный человек, матрос крейсера «Рюрик». Родом он был из села Нюхча, это где-то под Мурманском.

Страстный коммунист-агитатор, революционер, он показывал в бою чудеса храбрости. Его знали и боялись бандиты. Командир батальона Красной Армии, участник подавления Уренского мятежа, один из первых комендантов Уреня. Будучи на посту военного коменданта, он сделал много для наведения революционного порядка в Уренской волости. Автор стихотворного воззвания к бандитам, скрывавшимся после подавления Уренского мятежа в лесах.

Преждевременная смерть от брюшного тифа вырвала его из рядов партии в 1921 году. На здании Дома ремёсел висит мемориальная доска в память о С. Е. Попове.

Вместе с ними в этой братской могиле покоится Сергей Ковалев, один из первых комсомольцев Уреня. В начале 20-х годов он вместе с друзьями создал первую коммуну по совместной обработке земли. В 1923 году он погиб, утонув в реке.

В. И. Оборин, первый секретарь Уренского райкома РКП(б), распорядился похоронить его «по-красному», как и всех остальных, павших в борьбе за Советскую власть. В воспоминаниях первых комсомольцев Уреня есть запись: «Был в то время уже небольшой памятник С. Е. Попову и еще могилы…», подтверждающая правильность наших выводов о месте захоронения погибших в 1918–1923 гг. Точное число похороненных не установлено.

В 1921 году над братской могилой было установлено надгробие в виде пирамиды, а в начале 30-х годов над ним возвысился скромный обелиск, сложенный из простого кирпича. На нем когда-то были высечены слова: «Вечная слава героям, погибшим при подавлении Уренского контрреволюционного восстания в 1918 году. От трудящихся Уренского района».

Позднее, в 1969 году, День 15 сентября, день ликвидации Уренского кулацкого мятежа, был объявлен Днем революционных традиций. В этот день у памятника состоялся торжественный митинг, на котором выступали старые коммунисты, участники борьбы за Советскую власть. В Доме культуры был проведен вечер, посвященный этому событию.

С тех пор этот день стал традиционным. У памятника торжественно принимали в пионеры и комсомольцы, проводили линейки, отдавая дань памяти прошлым событиям, возлагали на это место венки и цветы.

В настоящее время памятник имеет другой облик. Как седые волосы, плачущей над могилой сына, ниспадают к братской могиле морщинистые ветви берез. Но если мы будем помнить и чтить тех, кто жил до нас, то они обретут бессмертие в живой народной памяти.