22 января на заседании комитета по ЖКХ и топливно-энергетическому комплексу Законодательного Собрания заслушан отчет правительства Нижегородской области о реализации Региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 гг.)».
Проблема с состоянием коммунальных сетей в области вызывает все больше вопросов. Растет износ коммунальной инфраструктуры, согласно официальным данным, немедленной замены требует более 60% сетей. Аварийность только за последний год выросла в полтора раза. Каждый год мы становимся свидетелями крупных аварий, в результате которых сотни и тысячи наших жителей оказываются без света, воды или тепла.
Казалось бы, что в такой ситуации подготовка региональной программы по модернизации коммунального хозяйства должна была быть выполнена с особой тщательностью, а ее реализация – стать главным приоритетом Министерства ЖКХ и правительства. Тем более, что область подготовила амбициозную заявку, запросив у федерального центра более 80 млрд рублей, явно демонстрируя способность провести масштабную реконструкцию. Что же случилось по факту?
«Область получила жалкие крохи на проведение модернизации, общий объем финансирования программы составил 4,4 млрд рублей, из которых средства федерального бюджета составляют чуть больше половины, – отметил в своем выступлении руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области Роман Кабешев. – Но даже в таком объеме программа оказалась фактически не выполнена. Из 219 мероприятий программы, которые должны были быть выполнены в 2023-2024 годах, только 107 приняты федеральным оператором программы, еще на 17 объектах завершены строительно-монтажные работы. Программа полностью провалена в Городецком районе, где готовность двух объектов, включенных в программу, 0% и 15%. В Балахнинском районе из двух мероприятий готовность по объекту теплоснабжения -0%. А в Бутурлинском районе готовность объекта -27% и т.д. По объектам АО “Теплоэнерго” по 65 мероприятиям работы не начаты в связи с расторжением контракта с ООО “Теплоэнергоремонт”, не исполнившего свои обязательства по муниципальному контракту.
Встает закономерный вопрос, кто ответит за провал программы и тот урон, который нанесен? – задал вопрос Роман Кабешев. – Очевидно, что продление сроков ведет к удорожанию работ и материалов, это уже потраченные на проектную документацию и авансовые платежи средства. Но самое главное, поставлены под угрозу благополучие и безопасность наших граждан, нормальная работа детских садов, больниц, школ, предприятий. И все это – на фоне безудержного роста тарифов и платежей.
Министерство ЖКХ считает, что ничего критического в этом нет, а причины кроются, по их мнению, в задержке федерального финансирования (вместо апреля-мая деньги, дескать, пришли только в декабре 2023 года), в нерадивых подрядчиках и механизме проведения торгов и конкурсов.
В очередной раз реализация крупных инфраструктурных программ буксует в регионе. Можно вспомнить программу капремонта МКД, капитального ремонта и строительства школ, жилья для детей-сирот, ФАПов, строительства очистных сооружений. Передача функций заказчика на уровень муниципалитетов, некачественный, а подчас недобросовестный отбор исполнителей, проектный, а не системный подход – вот причины, которые повторяются от программы к программе. Но главное – коммерциализация и передача на откуп частным интересам контроля над жизненно важными сферами и отраслями народного хозяйства.
КПРФ не раз предлагала вернуть сферу ЖКХ под государственный контроль и главным приоритетом сделать не получение прибыли, а обеспечение безопасности и надлежащей работы систем жизнеобеспечения граждан. Необходимо ввести мораторий на повышение тарифов в системе ЖКХ и провести тщательный аудит реальных потребностей отрасли. Если работа над ошибками в очередной раз будет провалена, то никакие деньги не помогут исправить ситуацию».