Роман Кабешев, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области, озвучил вопросы, которые были заданы фракцией к отчёту губернатора Глеба Никитина. В частности, коммунисты затронули тему поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, проблему финансирования медицинских учреждений, критическую ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства и проблемы детей-сирот.
«В 2022 году в Нижегородской области был принят областной закон «О сохранении на территории Нижегородской области исторической памяти и об увековечении подвига советского народа». Одним из важных и давно ожидаемых нововведений закона стало признание на региональном уровне категории граждан – «дети военного времени».
Фракция КПРФ не раз выходила с инициативой установить для этой категории наших граждан единовременную социальную выплату к Дню Победы. Парадокс, но последние живые свидетели ужасов войны, те, на чьи плечи выпали основные тяготы восстановления разрушенной войной страны, остаются единственной категорией среди ветеранов войны, не имеющей данной выплаты.
Введение «Карты Победы» как формы материальной поддержки детей военного времени ничего кроме тихого негодования у наших ветеранов не вызывает. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения граждан старшего поколения в адрес депутатов КПРФ. Воспользоваться этой картой и два года назад было затруднительно (номинал 1000 рублей на год, а использовать можно главным образом в фитнес-центрах, боулингах и бильярдных), а при нынешних темпах инфляции и удорожания жизни номинал и возможности использования карты девальвируются до предела.
Все большее количество регионов, где принят закон о детях войны, вводят формы прямой материальной поддержки данной категории в виде ежемесячных или единовременных выплат к Дню Победы. Планируется ли в год 80-летия Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне расширить формы социальной поддержки категории граждан «дети военного времени», в том числе в виде установления единовременной выплаты к 9 мая?
В 2024 году вновь резко выросла просроченная задолженность медицинских учреждений всех уровней. При рассмотрении проекта бюджета ТФ ОМС на 2025–2027 гг. была озвучена информация, что она достигает почти 2 млрд рублей. Еще два года назад эта цифра была в 2,5 раза меньше.
Причины резкого роста просроченной задолженности, на наш взгляд, носят системный характер и связаны не столько с «нерадивостью» главных врачей, сколько с серьезными дисбалансами в тарифной политике и принципах финансирования медучреждений.
Очевидно, что данная ситуация влечет за собой большие риски, связанные с серьезным ухудшением качества и доступности медицинского обслуживания граждан, уровня и качества лекарственного обеспечения.
В этой связи — что уже сделано или планируется предпринять для ликвидации кредиторской задолженности лечебными учреждениями региона?
Тарифы ЖКХ за последние три года выросли более чем на 40%, с 1 июля 2025 года они вырастут еще в среднем на 13–15%. При этом индексация социальных выплат и пособий значительно отстает. Собираемость средств за услуги ЖКХ падает, тысячи нижегородцев вынуждены залезать в долги и, в буквальном смысле, голодать, лишь бы вовремя оплачивать услуги ЖКХ. Иначе никаких субсидий и льгот не получить. Усугубляет ситуацию монопольный диктат ресурсоснабжающих компаний и ДУКов.
Нас пытались убедить, что эти повышения связаны в том числе с необходимостью модернизации и обновления коммунальных сетей. В рамках реализации федеральной программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры 2023-2027гг» была принята, в том числе, наша региональная программа. Область из запрошенных 80 млрд рублей на ее реализацию получила меньше 3 млрд рублей, но даже при таком объеме фактически провалила ее выполнение, согласно отчету МинЖКХ: из 219 мероприятий принято федеральным оператором только 107. В целом ряде муниципалитетов готовность объектов составляет 0%.
При этом аварийность сетей и качество оказания коммунальных услуг при нескончаемом росте тарифов устанавливает в области все новые антирекорды.
Несколько лет подряд по инициативе фракции КПРФ собирались рабочие группы, которые были посвящены вопросам чрезмерно высоких тарифов на тепло и энергоресурсы, в том числе по сравнению с другими субъектами РФ. Мы не раз выходили с предложением заморозить рост тарифов ЖКХ, провести аудит обоснованности и прозрачности тарифов, деятельности основных акторов: ресурсоснабжающих компаний, ДУКов, мусорных регоператоров и т.д. Мы предлагали правительству разработать механизм поэтапного снижения порога нуждаемости для предоставления субсидии на оплату ЖКУ. Сейчас рассчитывать на субсидии могут только те семьи, которые отдают заЖКУ свыше 22% своего совокупного заработка. Мы считаем возможным снизить этот порог до 10%.
В этой связи, что сделано или планируется сделать правительством области, чтобы остановить усиливающиеся негативные тенденции как экономического, так и социального характера в этой сфере? Можно ли рассчитывать, что предложения фракции КПРФ будут приняты к рассмотрению и реализации?
Согласно данным Министерства социальной политики Нижегородской области, по состоянию на 1 октября 2024 года количество детей-сирот, включенных в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составило 4 722 человека. Право на обеспечение жилыми помещениями наступило у 2874 человек, из них возраст старше 23 лет имеют 514 человек.
К сожалению, последние годы число детей-сирот вновь начинает расти ускоренными темпами, и вопрос обеспечения жильем данной категории начинает приобретать все более острый характер. В ряде регионов имели место факты массовой подачи заявлений от детей-сирот, не имеющих возможности другим способом реализовать свое законное право на жилье, в суды, Следственный комитет и Прокуратуру. По материалам СМИ известно, что одно из таких заявлений от жительницы Выксы взято на контроль руководителем Следственного комитета А.И. Бастрыкиным.
В области, конечно, предпринимаются попытки держать ситуацию под контролем, в частности была реализована программа жилищных сертификатов, введены механизмы социального найма жилья, но этого явно недостаточно. Темпы предоставления жилья серьезно отстают от темпов роста количества нуждающихся в жилье детей-сирот.
В Санкт-Петербурге в региональном бюджете на 2024–2026 годы были предусмотрены средства в размере 14,2 млрд рублей на приобретение более 2200 жилых помещений дополнительно к федеральным субсидиям. Это позволило уже к 2025 году ликвидировать отставание и предоставлять детям-сиротам жилые помещения в год наступления основания для предоставления квартиры.
Какие меры планирует реализовать правительство для разрешения сложившейся ситуации и недопущения нарушения законного права на получения жилья нижегородским детям-сиротам?», – руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области Роман Кабешев задал вопросы Губернатору Глебу Никитину.