Капитальный, фиктивный, дорогой

126

Последние инициативы федеральных и региональных властей стремительно сокращают долю оптимистов среди населения в стране. Трудно верить в светлое будущее, когда уже со следующего года в очередной раз вырастет стоимость услуг ЖКХ, из-за повышения налога на добавленную стоимость в стоимости вырастут продукты питания и бытовая техника, а стоимость литра бензина проломит психологический барьер в 50 рублей. Все больше россиян теряют свои «розовые очки», и вот уже заявления отдельных федеральных чиновников о небывалых темпах роста заработной платы на 11% в год воспринимаются с иронией и негодованием. Давно пора усвоить, что при действующей власти стабильно будет только одно – ежегодное увеличение поборов с населения через различные инструменты. Стабильно растущим тарифам на услуги ЖКХ позавидовала бы даже инфляция.

Сегодня подошла очередь повышения размера взноса на капитальный ремонт, по заверениям властей, не являющих обязательным к уплате налогом, но взимаемым с граждан в добровольно-принудительном порядке. В Нижегородской области размер взноса с 2015 года составляет 6,3 рублей с квадратного метра недвижимости. За время действия нижегородского закона о капитально ремонте с граждан собрано более 4,5 миллиардов рублей или более 3% доходной части регионального бюджета. Для Нижегородской области сумма огромная. Казалось бы – размести эти деньги под банковский процент, не ниже уровня инфляции, и получай стабильно наполняющейся фонд: и власти хорошо, и банку хорошо — получить такую сумму в оборот. Однако нижегородские власти не признают простых и рациональных решений: под предлогом того, что Центробанк России начал чистку банковского сектора, нижегородские чиновники решили поместить кубышку на счета регионального казначейства под 0% годовых. Мол, так спокойнее. Что характерно для действующей власти – жителей области, являющихся собственниками этих денег, разумеется никто не спросил, как они отнесутся к подобному распоряжению их деньгами. Хранить деньги не в сберегательной кассе, а в казначействе, наверное, удобно для власти еще и потому, что там в эти деньги проще аккуратненько залезть – взять взаймы для финансирования государственных региональных программ, ну или до ближайшей получки. Вспоминаются слова классика: «Умом Россию не понять…».

Администратором сего «общака» выступает некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области. По эффективности работы данной организации впору писать учебные пособия и научные труды по экономике и управлению: в качестве ярчайшего и не имеющего аналогов примера неэффективности. Посудите сами: программа капитального ремонта многоквартирных домов выполняется со средним показателем 10-20%, в зависимости от года, от запланированного объема. В 90% случаев подрядчики существенно срывают сроки выполнения работ, либо полностью отказываются от принятых на себя обязательств по проведению ремонта. Из собранных 4,5 миллиардов рублей значительная часть до сих пор не освоена. Кредиторская задолженность муниципальных образований и граждан составляет более 3 миллиардов рублей. Результаты судебно-претензионной работы никакие, порой даже с муниципальных образований фонд не может добиться погашения задолженности. «Вишенкой на торте» является ежегодная смена руководителей фонда и стремительное желание руководство на увеличение размера штата фонда.

Теперь вопрос к читателям – доверили бы вы свои деньги в управление подобной организации?

Отдельно стоит поговорить о самой региональной программе капитального ремонта. В нее включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории области, сроки и виды ремонтных работ, запланированных к проведению в каждом конкретном многоквартирном доме. Любой технический специалист, работающий в строительной отрасли, вам скажет, что для составления подобной программы необходимо провести инвентаризацию жилищного фонда, чтобы актуализировать имеющиеся данные, и в отношении каждого дома провести технико-строительные исследования для составления дефектной ведомости, чтобы понять – а что собственно в доме надо отремонтировать. Но зачем создавать для себя такие сложности подумали региональные чиновники, когда можно просто взять старые данные о жилищном фонде и методом «научного тыка» расписать виды ремонтных работ в отношении каждого дома. Именно из-за подобного подхода получилось, что в аварийной 2-этажной «рассыпушке» в 2030 году поменяют лифтовое оборудование, а жители дома с протекающей крышей будут ставить у себя в квартирах тазики и радоваться новому фасаду. Как при этом не вспомнить крылатую фразу про две беды в России?

Кстати, про лифтовое оборудование, нижегородцам стоит «порадоваться»: крупные контракт на замену лифтового оборудования в их многоквартирных домах «выиграл» не какой-то завод-изготовитель этого самого оборудования, а широко известный нижегородцами бывший заместитель Губернатора Шанцова – Валерий Англичанинов. Теперь уж точно нижегородцы могут спать спокойно и не беспокоиться о качестве и надежности как самого лифтового оборудования, так и работ по его замене.

Справедливости ради стоит рассказать про льготы на капремонт, которыми федеральная власть щедро одаривает население. Здесь стоит запастись черновиком, ручкой, калькулятором и терпением. Предстоит решить непростую математическую задачку. Льготы на уплату взноса власти предоставляют гражданам, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II группы, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов от размера взноса на капитальный ремонт; достигшим возраста восьмидесяти лет, — в размере ста процентов от размера взноса на капитальный ремонт. Категория получатель понятна? Дальше лучше. Льготы предоставляют не на всю площадь недвижимости, а только на социальную норму, установленную Правительством субъекта. Стоит похвалить авторов подобного подхода к льготам за креатив и трудолюбие, которое определенно необходимо для «выдробления» подобной категории населения.

Кульминацией всего материала должны была бы стать информация, что систему капитального ремонта планируется кардинально пересмотреть, а на время пересмотра действие закон приостановить, как это любит делать власть с социально ориентированными законами, но нет. Кульминацией является инициатива действующей власти об увеличении размера взноса в фонд капитального ремонта до 8,2 рублей в 2019 году, и до 12 рублей в 2020 году. Так что нижегородцам стоит загадывать в качестве подарка на Новый год формирование у себя новых психологических барьеров. Установка: 12 рублей с квадратного метра недвижимости в фонд капитального ремонта, повышение на 5-10% стоимости услуг ЖКХ, 50 рублей за литр бензина и дизельного топлива.