Итоги рабочей встречи по новой системе ТКО

232

11 декабря 2018 года состоялась рабочая встреча с участие исполняющего обязанности заместителя Губернатора Нижегородской области А.Н. Харина, исполняющего обязанности министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Н.Н. Мочалиной по вопросу готовности нашей области к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Участие в рабочей встрече приняли депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области.

«Вопрос перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами очень острый – у населения вызывает непонимание способ формирования платы за вывоз мусора и норматив накопления коммунальных отходов. Парламентские слушания, прошедшие в Государственной Думе Российской Федерации, наглядно показали, что большинство регионов страны не готовы к переходу с 1 января 2019 года на новую систему», — подчеркнул в своем выступлении зампредседателя комитета ЗСНО по экологии, депутат фракции КПРФ Роман Кабешев.

После двухчасового обсуждения вопроса готовности перехода Нижегородской области на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами ряд депутатов Законодательного Собрания сделали однозначный вывод об отсутствии у области нормативной и материальной базы перехода на новую систему. Позицию сторонников немедленного перехода к реформе можно сформулировать следующим тезисов – «давайте ввяжемся в драку, а потом посмотрим, что из этого выйдет». К сожалению, мы уже сталкивались с подобным подходом, когда переходили на взимание налога на недвижимость от кадастровой стоимости – вследствие непродуманной системы наши граждане несколько лет были вынуждены переплачивать налог, пока происходила отладка исчисления и взимания налога и пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости. Складывается принцип, что каждое нововведение оплачивают из своего кармана простые нижегородцы. В случае с переходом к новой системе обращения с коммунальными отходами ситуация повторяется.

Неожиданностью стало отсутствие информации у Правительства Нижегородской области о выбранном способе исчисления платы за вывоз мусора – с квадратного метра жилой площади или от количества зарегистрированных граждан, о суммах, которые жители области увидят в своих платежках с января 2019 года. И это менее чем за 3 недели до перехода на новую систему! Представитель областного Правительства заявил, что размер платы в Нижегородской области будет средним по России. Только по информации комитета Государственной Думы по экологии, которая была озвучена на недавних парламентских слушаниях, разница в тарифах для граждан между регионами, даже соседними, отличается в 5-10 раз, а для юридических лиц в 30-50 раз.

Стоит обратить особое внимание, что по предварительной информации, в случае если служба по тарифам Нижегородской области удовлетворит запросы региональных операторов и примет запрошенные ими тарифы, а Правительство области утвердит повышенный норматив накопления твердых коммунальных отходов, то размер платы на вывоз мусора на 1 человека может составить 212 рублей в месяц. Для сравнения: в соседних регионах данная сумма в разы ниже – в Ивановской области 86,5 рублей в месяц, во Владимирской области 118 рублей в месяц, в Самарской – 117 рублей в месяц, в городах федерального значения – Москва 90 рублей в месяц, Санкт-Петербург 140 рублей в месяц.

При этом размер платы у разных региональных операторов также будет отличаться в разы. Проект территориальной схемы, разработанный Правительством Нижегородской области, доводит ситуацию до абсурда – размер платы для жителей одной и той же улицы, часть которой в Московском районе, а другая в Сормовском районе Нижнего Новгорода, также будет в разы отличаться. К примеру, эту коснется жителей улицы Коминтерна.

По своей сути новая система является очередным фиксированным «налогом на мусор». Жители никаким образом не могут повлиять на размер платы, так как за них определили сколько они производят мусора. Данная цифра вырастет с 2,2 кубометра в год на 1 человека до 2,58. Объяснить этот рост невозможно.

Таким образом, главная задача новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами – уменьшить количество мусора, поступающего на полигоны, и наладить переработку мусора для его дальнейшего использования в производстве, никаким образом не решается. В основе новой схемы лежат интересы региональных операторов и полигонов по захоронению мусора – чем больше мусора будет привозиться на полигоны для захоронения, а не переработки, тем богаче будут становится региональные операторы. По сути новая система обращения с коммунальными отходами просто создала очередных монополистов рынка с многомиллиардными оборотами. Сейчас можно обоснованно утверждать, что тарифы на вывоз и захоронение мусора будут стабильно расти из года в год, лоббируемые региональными операторами.

Депутаты не получили ответа на вопрос – сколько и как будут платить жители территориальных зон, в которых до сих пор не построены полигоны. Вообще невозможно себе представить работу территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанную на функционирование 9 полигонов, когда построены только 5 полигонов! Как следствие, не понятно тарифообразование для граждан, проживающих в зонах, в которых отсутствуют полигоны. Это будет тариф, в котором заложена стоимость строительства полигона или нет? Если нет, то будет многократный рост тарифа.

Сомнительно выглядит и взимание с населения транспортной составляющей в тарифе на вывоз мусора – жители не виноваты в том, что область и региональные операторы не смогли вовремя построить все полигоны, но оплачивать транспортные расходы на доставку мусора на действующие полигоны, расположенные в сотнях километров от населенных пунктов, будут именно жители.

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области считает, что Нижегородская область не готова к переходу и необходимо пойти по пути городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые отказались с 1 января переходить на новую модель.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов разработан на результатах замеров, проведенных не в течение всего года, как требует закон, а лишь в три сезона, без зимы. Как следствие, не может быть и законным тариф, в расчет которого также принимается норматив накопления.

Кроме того, требует внесение изменений и территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанная на 9 полигонов, а не на 5, как есть сейчас. Депутаты не получили информацию о дате постройке оставшихся полигонов.