Внесение изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”

424

Фракция КПРФ внесла в Законодательное Собрание федеральную законодательную инициативу в проект федерального закона”О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

 

Предлагаемый законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее Федеральный закон) изменений, обеспечивающих соблюдение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прав и интересов избирательных объединений, общественных объединений, кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов на должность главы субъекта Российской Федерации, кандидатов в депутаты, кандидатов на иные выборные должности органов государственной власти и органов местного самоуправления, инициативных групп по проведению референдумов при проведении выборов и референдумов.

 

Внесение изменений в Федеральный закон позволит снизить нагрузку на избирательные комиссии, комиссии референдума, иных участников избирательных кампаний, референдумов, позволит существенно снизить расходы на организацию и проведение избирательных кампаний, референдумов.

По итогам анализа Федерального закона выявлены следующие недостатки, препятствующие выявлению действительного волеизъявления граждан:

  1. В соответствии со статьей 30 Федерального закона установлено ограничение числа наблюдателей, которых могут назначить избирательные объединения, кандидаты, инициативные группы по проведению референдума и иные, указанные в законе лица. Пунктом 4 статьи 30 в настоящее время зафиксировано максимально возможное количество наблюдателей, назначаемых одним лицом – не более двух, которые не могут находиться одновременно в помещении для голосования.

Пунктом 71 указанной статьи установлено, что список наблюдателей должен быть подан в соответствующую территориальную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за три дня до дня голосования.  При этом, наблюдателем может быть только лицо, указанное в данном списке и только на указанном избирательном участке, участке референдума (пункт 8).

В случае невозможности заявленных в качестве наблюдателей лиц осуществлять наблюдение в день голосования, например, по причине болезни или иным причинам, лицо, назначившее наблюдателя, не имеет права произвести замену выбывшего наблюдателя. Гражданин Российской Федерации, назначенный наблюдателем на одном участке, лишен права быть наблюдателем на другом участке.

Кроме того, пунктами 8 и 8.1 статьи 66 Федерального закона установлено, что участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования для проведения голосования вне помещения для голосования, максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков, например, на избирательном участке, участке референдума с численностью избирателей, участников референдума более 1000, может составлять до пяти штук. В случае одновременного выезда участковой комиссии на голосование вне помещения для голосования с более чем двумя переносными ящиками, обеспечить контроль за ходом голосования в третий и последующие переносные ящики у избирательного объединения, кандидата не будет даже возможности, установленной законодательством.

В связи с чем законопроектом предлагается устранить вышеуказанные недостатки и ограничения: увеличить максимальное количество наблюдателей с двух до пяти, исключить ограничение прав граждан Российской Федерации быть наблюдателями в связи с их местом жительства, отменить привязанность одного наблюдателя к одному избирательному участку, участку референдума и обязательное представление списков наблюдателей до дня голосования, сократить число дополнительных переносных ящиков для голосования.

 

  1. Пункт 18 статьи 68 Федерального закона, устанавливающий широкие возможности проведения голосования вне помещения для голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах законопроектом предлагается исключить, как механизм, обесценивающий процесс выявления волеизъявления граждан, не позволяющий обеспечить надлежащий контроль за чистотой выборов.

 

  1. Статьей 65 Федерального закона предусмотрена возможность проведения досрочного голосования. Его проведение обосновано и возможно для обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, на участках, образованных за пределами Российской Федерации. Однако, проведение досрочного голосования для неограниченно широкого круга лиц, которые по уважительным причинам не будут находиться в день голосования по месту жительства может являться механизмом контролируемого и даже принудительного голосования в интересах отдельных заинтересованных лиц, групп лиц, организаций. Уважительность причин, их достоверность не могут быть установлены членами комиссий, а в совокупности с установленным пунктом 16 статьи 64 Федерального Закона правом голосования по месту нахождения избирателя позволяет досрочно голосовать любому избирателю и практически где угодно.

Законопроектом предлагается исключить либо признать утратившими силу некоторые положения, касающиеся необоснованно широких и неопределенных возможностей проведения досрочного голосования и голосования по месту нахождения избирателей.

  1. Пунктом 14 статьи 64 Федерального закона предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования. Данные положения не соответствуют обеспечению выявления действительного волеизъявления граждан. Исходя из серьезнейших недостатков голосования по почте и дистанционного электронного голосования, дискредитирующих в принципе избирательную систему большинство стран отказались от такого голосования. В связи с этим, нормы Федерального закона, устанавливающие возможность голосования по почте или посредством дистанционного электронного голосования, предлагается исключить.
  2. Пунктом 15 статьи 64 предусмотрена возможность вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, проводить электронное голосование. Проконтролировать правильность работы комплекса электронного голосования в процессе всего дня голосования (нескольких дней голосования) лицам, осуществляющим наблюдение, невозможно. Избиратель не может быть уверен в правильности учета его голоса, при возникшей необходимости, не может заменить избирательный бюллетень и переголосовать. Провести реальный, ручной пересчет голосов невозможно.

 

  1. Статьей 63.1. Федерального закона установлена возможность проведения голосования в течение нескольких дней по решению организующей выборы, референдум избирательной комиссии. Многодневность голосования, как показали прошедшие в Российской Федерации 19 сентября 2021 года избирательные кампании, нарушает принцип непрерывности процесса голосования и является одним из факторов, способствующих искажению действительного волеизъявления избирателей.

Многодневность голосования не сокращает, а увеличивает риски распространения различных инфекционных заболеваний, создает большую угрозу для здоровья избирателей, лиц, находящихся несколько десятков часов в помещении для голосования либо проводящих голосование вне помещения для голосования, а также лиц их круга общения.

В связи с серьезнейшими недостатками многодневности голосования статью 63.1 Федерального закона законопроектом предлагается признать утратившей силу.