Мусорная подать! Почему нижегородцы продолжают переплачивать втридорога операторам по обращению с ТКО?

430

Плата за вывоз ТКО продолжает оставаться для нижегородцев больной темой, поскольку являет собой существенную часть коммунальных платежей. Уже известный факт – тарифы ЖКХ на Нижегородчине одни из самых высоких в стране, причем многие считают их завышенными (платим значительно больше, чем реально оказывается услуг) и даже грабительскими. Для выводов есть основания! Особо шокирует, учитывая, что с 2019 года в Нижегородской области реализуется реформа обращения с ТКО, которая была призвана минимизировать платежи за вывоз мусора, свести на нет проблему нелегальных свалок и добиться того, чтобы большая часть отходов перерабатывалась. Однако спустя три года после начала преобразований можно констатировать: они привели к обратному эффекту, что называется, вышло с точностью до наоборот!

Хотели как лучше, а получилось как всегда…

Ответить на вопрос, как же так получилось и что делать, чтобы переломить ситуацию для граждан к лучшему, попытались участники Круглого стола на тему «Организация раздельного сбора мусора на территории Нижегородской области», организованного фракцией КПРФ в Законодательном Собрании Нижегородской области. Совместно с представителями Министерства экологии, общественности, ряда ТСЖ Нижнего Новгорода, экспертами-экологами были обсуждены наиболее злободневные для граждан вопросы реализации так называемой «мусорной реформы».

В мероприятии принял участие и депутат Государственной Думы РФ от КПРФ Владимир Блоцкий.

Помниться, еще в начале реализации реформы нижегородские коммунисты, основываясь на выводах экспертов, предупреждали, что в существующем виде она не решит поставленных перед ней задач. Главная из них – сделать так, чтобы операторам обращения с ТКО было выгодно отправлять мусор на переработку. А вместо этого их превращают в монополистов, которые сами определяют правила игры, диктуют условия населению и получают сверхприбыли без надлежащей переработки отходов. К этому мнению власть почему-то не желает прислушиваться, в итоге имеем то, что имеем.

Главными бенефециарами реформы стали представители крупного капитала, которые хотят на этом заработать. В Нижегородской области это представители крупного финансового капитала – братья Жижины, бизнесмен Вадим Агафонов и даже корпорация ВТБ. Хищные взгляды на область бросают сыновья бывшего генпрокурора Ю. Чайки, Ротенберги, структуры «Ростеха», «Росатома». Чтобы накручивать прибыль, они везут на свои полигоны все, что можно и нужно было перерабатывать. И если согласно регламенту на полигоны должно свозится всего 10-15 % ТКО, а остальное перерабатываться, то в реальности только 4 % мусора поступает на переработку, а остальное остается на полигонах. В итоге все полигоны перегружены, с учетом их емкостей не прослужат и 20-30 лет, на которые делается расчет. Многие из них уже перегружены, таковые можно благополучно лишать лицензии и закрывать.

При этом плата за вывоз мусора не зависит от его объемов и превратилась фактически в «феодальную подать», который мы кладем в карман регионального оператора. Причем они даже сами определяют его размер!

Подводные камни раздельного сбора

О том, как это происходит на практике рассказали участники обсуждения. В частности – одним из важнейших этапов реформы называется раздельный сбор мусора. То есть, как в странах с высокой коммунальной культурой, на контейнерных площадках устанавливаются разноцветные баки для разных видов ТКО. Это нужно, чтоб мусор потом было удобнее перерабатывать, а жильцы в перспективе могли перейти с оплаты по нормативу на платеж по фактически вывезенному мусору, стоимость которого меняется в зависимости от категории. Однако, поскольку региональному оператору все это совершенно не интересно, на сегодняшний день мы имеем следующую картину. Из 9776 многоквартирных домов в Нижнем Новгороде только три с помощью арбитражного суда добились права оплачивать вывоз мусора «по факту». Причем выяснилось, что такой перевод может оказаться невыгодным для жителей. Председатель ТСЖ «454» Михаил Швыганов рассказал историю: жители дома в Верхних Печерах добились через суд платить за вывоз мусор «по факту». После чего региональный оператор выставил счет, сумма которого в 8 раз превышала оплату по нормативу!

Как же такое могло случиться? Оказывается, при начислении платы оператор не считает, сколько реально он вывез мусора с контейнерной площадке, а считает, сколько отходов она «виртуально» могло бы вместить по максимуму. Это как говориться, «Один пишем, два в уме остается…» При этом платеж рассчитывается так, будто весь мусор вывозится ежедневно, хотя все мы знаем, что это не так. В результате и накручивается фантастическая сумма! Поэтому никто и не хочет переходить на раздельный сбор мусора и на оплату «по факту».

Силы явно неравны

Так получается, расчет по нормативу более честный? Ничего подобного! Оператор заранее закладывает туда все издержки, норматив подразумевает, что человек будет мусорить втрое больше, чем это происходит в действительности. То есть, какой бы путь вы не выбрали, оператор, как казино, никогда не проиграет и в любом случае залезет в ваш карман и вытащит по максимуму!

В некоторых ТСЖ наиболее активные и юридически грамотные председатели все же пытаются защитить интересы жильцов. Например, мусор, подлежащий переработке, они напрямую, минуя регионального оператора передают организации, которая забирает его и увозит на переработку. Соответственно, и оплачивать оператору вывоз данного мусора они вроде как не должны. Однако оператор в таком случае настаивает, чтобы ТСЖ оплачивало вывоз по нормативу, так как в противном случае нарушаются его полномочия как монополиста. Товариществам приходится судиться, они доказывают, что мусор действительно перерабатывается, а не вывозится на нелегальную свалку, побеждают в одной инстанции, в другой…

Но тут оператор включает всю мощь своего гигантского юридического ресурса, находит к чему придраться, выставляет встречные иски, всячески «кошмарит» оппонентов и в итоге неизбежно добивается своего!

Кстати, в Нижнем Новгороде сейчас успешно работает сеть «Эко-пунктов», куда жители сдают макулатуру, стеклотару, другие отходы на переработку и выручают за это деньги. Кстати, такая система успешно существовала в СССР, на сданную макулатуру можно было приобрести редкие, популярные книги. Но оказывается, эти деньги мы фактически все равно потом отдаем региональному оператору, поскольку он засчитывает данные отходы, как вывезенные им! И по приблизительным подсчетам на пустом месте получает около 40 миллионов рублей.

Дьявол прячется в деталях

Казалось бы, в таком случае граждане вправе рассчитывать на поддержку со стороны властных структур. Однако, как метко выразилась эксперт-эколог Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Клара Романова, те «заняли оборонительную позицию от жителей». И присутствовавшая на заседании начальник отдела регулирования обращения с отходами регионального Минэкологии Марина Салтуганова своими репликами это, по сути, подтвердила, всякий раз пытаясь оправдать действия операторов ТКО. Например, говорила о том, что они правы, когда начисляют плату, руководствуясь объемом контейнерных площадок, поскольку взвесить отходы нет реальной возможности. А если массово покупать весы, то автоматически возрастут тарифы. На что Михал Швыганов возразил чиновнице, что жители одного из домов сами купили весы. Но региональный оператор все равно отказался взвешивать мусор! Выяснилось, что по существующим нормативам он имеет на это полное право!

Очевидно, что исполнительная власть в регионах не горит желанием что-то радикально менять в существующей системе, даже если та абсолютно деструктивна. Возможно, происходит это потому, что в свое время в KPI деятельности губернаторов вместо того, чтобы включить пункт об объеме переработанного в регионе мусора, следовало бы включить пункт об объеме мусора переданного на сортировку. Казалось бы, в чем разница? А она в том, что либо на полигонах, либо еще на контейнерных площадках у нас почти весь мусор так или иначе сортируется, но после такой сортировки все равно оказывается не на перерабатывающем заводе, а на полигоне. В результате происходящее ныне устраивает и власти, и «мусорных королей». Плюсом надо учитывать еще и немалые лоббистские возможности последних.

Причем, большинство нижегородцев все же обслуживается не ТСЖ, некоторые из которых пробуют «бодаться» с мусорными королями, а ДУКами, которые самоустранились от разборок с операторами. Поэтому у таких жильцов прямые договоры по обращению с ТКО, и они полностью зависят от регионального оператора.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Так как же найти выход из данной ситуации, которая порой представляется просто тупиковой? По словам Клары Романовой, во-первых, необходимо привести нормативную базу, разработанную в Нижегородской области для реализации мусорной реформы привести в соответствие с федеральной, поскольку оказывается, она ей противоречит, что и мешает жителям бороться за свои права с региональными операторами, которые искусно пользуются имеющимися пробелами в законодательстве. Во-вторых, в федеральном законодательстве необходимо уйти от определения мусора как отходы. Отходы – это то, что уже не подлежит переработке. А мусор – это вторичный ресурс, то есть, товар. Жители вправе распоряжаться им как хотят – могут продать, могут подарить. И значит, оператор к нему не имеет никакого отношения! И не надо относится к регоператорам как к священным коровам, поскольку они не выполняют возложенных на них задач – количество нелегальных свалок не уменьшается, а растет, переработка мусора практически не производится. При том, что в свое время «мусорный» тариф в регионе взвинтили якобы ради того, чтоб на эти деньги операторы построили на полигонах мусороперерабатывающие заводы.

Так же участники дискуссии изучили опыт других регионов. Оказывается, не везде граждане переплачивают за вывоз отходов в угоду «мусорным королям». Например, в Свердловской области и еще в ряде субъектов оператор бесплатно вывозит ТКО, предназначенные для переработки. Почему бы и не нижегородцам не присмотреться к данной практике?

Выводы сделаны. Что дальше?

«Три года прошло с момента начала действия мусорной реформы. Нас уверяли в том, что наступит порядок в этой сфере, тарифы будут прозрачны и обоснованы, и самое главное, не произойдет их увеличения. На деле мы видим совершенно обратное – тарифы на сбор и утилизацию мусора выросли в разы, продолжает действовать двойное обложение жителей (если они являются владельцами дач и загородных домов), а жители, которые хотят перейти к раздельному сбору мусора и оплачивать ТКО не по нормативу, а по факту, что закреплено в федеральном законодательстве, подвергаются судебному и административному давлению со стороны регоператоров. Фракция КПРФ в Заксобрании, как и прежде, готова защищать справедливые интересы нижегородцев. Очевидно, что для этого необходимы серьезные изменения федерального и регионального законодательства, наша фракция совместно с общественниками подготовит соответствующие проекты изменений в закон», –отметил в заключительном слове руководитель фракции КПРФ в ЗСНО Владислав Егоров.

Остается надеяться, что хоть теперь, когда всем очевидно, что реализация «мусорной реформы» в регионе зашла в тупик, власть все же прислушается к коммунистам, а вернее – к экспертам и представителям жителей, чаяния которых в данном случае ретранслирует КПРФ. Пока же тема обращения с ТКО продолжает оставаться на острие общественного внимания и мы не снимем ее с журналистского контроля.

Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ