ПФО может остаться без региональных авиаперевозок

49

Программа развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе (ПФО), работавшая с 2014 года и предусматривающая субсидирование ряда межрегиональных направлений, завершилась.

В рамках программы льготные тарифы на перелеты обеспечивались за счет компенсации затрат авиакомпаниям-участникам из региональных и федерального бюджетов. В 2013 году на финансирование программы было выделено 640 млн рублей. В первый год авиакомпании перевезли только 90 тыс. пассажиров, а по состоянию на декабрь 2016 года — 107,8 тыс. Список субсидируемых направлений год от года менялся, некоторые направления закрывались, другие выходили на окупаемость, сообщает «Коммерсантъ».

По данным полпредства, на основании полученного в ПФО опыта была разработана федеральная программа, которая продолжает свою работу. При этом рейсы внутри ПФО в федеральную программу развития региональных авиаперевозок на 2017 год не вошли. Сейчас в ней участвуют 102 маршрута (в начале 2016 года было 106, концу — 167).

Объем финансирования программы уменьшился с 3,7 млрд рублей в прошлом году, до 3,5 млрд рублей в текущем. По постановлению правительства в первую очередь заключаются договоры на субсидирование рейсов, которые обеспечивают связь с труднодоступными районами Сибири и Дальнего Востока, и порядка 85% выделенных на программу средств было направлено именно на эти направления. Оставшиеся средства были распределены между теми авиакомпаниями, заявки которых соответствовали новым требованиям программы, принятым в июле 2016 года.

Если раньше авиаперевозчику было достаточно представить в Росавиацию гарантийное письмо от компании или региона о готовности софинансирования, сейчас, чтобы заявка была рассмотрена и маршрут вошел в программу, нужно предоставить копию нормативного акта субъекта РФ, подтверждающего это софинансирование. Внесение этих изменений было связано с тем, что на практике некоторые регионы ранее не выделяли средства, несмотря на гарантирующие письма.

Исполнительный директор ПАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» Денис Букин считает, что закрытие окружной программы развития авиаперевозок повлечет за собой сокращение вылетов в регионы из Нижнего Новгорода. Не все маршруты вышли на самоокупаемость и без субсидий будут убыточны для авиакомпаний.

В авиакомпании «ЮВТ ­Аэро», которая заявлялась на участие в окружной программе, ответили, что ее прекращение несущественно скажется на бизнес-плане, так как доля субсидируемых рейсов в нем невелика.

По другим авиакомпаниям, которые строили свой бизнес на региональных перевозках внутри ПФО, закрытие окружной программы ударит довольно серьезно. «Например, авиакомпании «Оренбуржье» придется переориентировать свой флот на другие направления. А количество самоокупаемых региональных направлений очень ограничено, поэтому найти их будет крайне сложно, тем более быстро», — полагает руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

По данным участников рынка, некоторые региональные перевозчики ведут переговоры о субсидировании маршрутов с субъектами РФ, которые планировали выделить софинансирование для развития региональных авиаперевозок. В Росавиации отметили, что это действительно возможно, если в течение года образуется экономия выделенных на программу федеральных средств, например, если по ряду маршрутов перевозки прекратятся или выйдут на самоокупаемость.

По мнению экспертов, положительные результаты таких переговоров маловероятны, так как в округе мало регионов со стабильными финансовыми результатами. А именно дефицит региональных бюджетов и стал основной проблемой при реализации окружной программы. Если федеральные субсидии не будут получены, большинство рейсов в расписание нижегородского аэропорта не вернется.

По материалам: https://regnum.ru/news/economy/2225622.html