Доколе будем перелицовывать историю?

1034

ПЛЕВОК ВО ВСЕХ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН

Недавно исполнилось 95 лет ордену Ленина – одной из высших и самых почетных наград Советского Союза. Ее история берет начало 8 июля 1926 года, когда начальник Главного управления Красной армии Василий Левичев предложил учредить новую награду – «орден Ильича» – лицам, уже имевшим четыре ордена Красного Знамени. По его замыслу, орден должен был стать высшим боевым знаком отличия. В итоге орден Ленина был учрежден постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года, а его статут – 5 мая того же года.

Как мы уже рассказывали, в Нижнем Новгороде юбилей знаменитого ордена «отметили» весьма своеобразно. На въездной стеле со стороны Балахны втихаря сорвали памятный знак, заменив его на оленя. Юные чиновники из городской администрации, видимо, решили, что изображение Ленина на объекте устарело и не соответствует духу современной эпохи. По совпадению, практически одновременно с этим в Кулебаках был установлен памятник царю Николаю Второму с крестом в руке. По замыслу создателей, статуя должна не иначе как мотивировать трудящихся каяться из-за казни государя, якобы погибшего «за веру».

Что касается ордена Ленина, то город Горький был награжден им 2 декабря 1970 года «за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства и особенно отраслей машиностроения». Именно в честь этого почетного по тем временам события на нескольких стелах при въездах в город и были размещены изображения ордена. Добавим также, что орден Ленина – это не просто символ советской эпохи, а по-настоящему героическая награда. Ее получали передовики производства, знаменитые летчики, космонавты, создатели боевой техники, люди, совершившие те или иные героические поступки (как во время военных действий, так и «на гражданке»), и т.д. Этим орденом награждались предприятия, организации и населенные пункты. Орден Ленина автоматически получали и все Герои Советского Союза.

Таким образом, варварская «реставрация» стел – это практически плевок во всех героев былых времен и во всё героическое прошлое нашей страны.

НЕ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, А ТЕНДЕНЦИЯ

Эти события не остались незамеченными Нижегородским обкомом КПРФ и его председателем Владиславом Егоровым. По его мнению, проблема состоит в том, что кое-кому не дают покоя советская символика и всё с ней связанное. С одной стороны, госвласть на словах заботится о сохранении исторической памяти – скажем, принимает законы, которые запрещают отождествлять Советский Союз с нацистской Германией. С другой – новая идеология патриотизма строится на отрицании почти всего советского. Да, возвращаются некоторые советские традиции – нормы ГТО, присвоение звания Герой Труда, но вместе с тем ставятся памятники царям, навязывается культ «миротворца и государственника» Александра Третьего. Одной рукой вводят уголовную ответственность за оскорбление ветеранов, а другой сносят старые советские монументы со звездами (аллюзии на башни Кремля), заменяя их дешевыми и позорными кладбищенскими памятниками, и т.п.

Добавим, что этой двусмысленностью активно пользуется РПЦ, представители которой всё чаще заявляют, что причиной победы в войне была не столько сила оружия, сколько вера в Господа. В противовес советской идеологии подспудно навязывается мысль, что на фронте многое решали молитвы и тайком хранимые бойцами иконы. И если в советские времена правду о войне, о том, как всё было, молодежь узнавала от ветеранов – своих бабушек и дедушек, а также тех, кто приходил в школы, то сейчас рассказы живых очевидцев всё чаще заменяют откровенные мифы и легенды. Как следствие, на могилах советских героев нередко ставят православные кресты.

По мнению Владислава Ивановича, указанные события – уничтожение ордена Ленина и установка памятника Николаю Второму – вовсе не случайное совпадение, а типичный пример «перелицовывания истории».

– На самом деле это не частный случай, а тенденция, и уже многолетняя, – отметил Егоров в интервью «ЛС». – Помните, в Арзамасе надпись на памятнике «Борцам за советскую власть» пытались заменить на более обтекаемую – «Защитникам Отечества»? Тогда всё делали ночью, втихую, и если бы не вмешательство общественности, КПРФ, монумент был бы испорчен. Этот орден, думаю, тоже ночью сдирали. Что касается памятника Николаю Второму, то я как историк по образованию хотел бы уточнить, что на момент расстрела уже не было никакого государя Николая Второго, а был просто гражданин Романов. Ранее он добровольно отрекся от престола и, соответственно, от креста, который нес, по мнению церкви. Кстати, многие священнослужители – современники Николая отзывались о нем не очень лестно и никаким страстотерпцем его не считали. И уже если нас призывают каяться за расстрел царя, давайте рядом с ним поставим памятники жертвам Ходынской катастрофы, жертвам Кровавого воскресенья и так далее.

ЕСЛИ НЕ МОЖЕМ СТЕРЕТЬ, ДАВАЙТЕ ВЫСМЕИВАТЬ?

Еще одним предметом постоянных дискуссий и скандалов являются названия улиц и площадей. Много раз отдельные инициативные группы делали «заход» к властям о переименовании площади Лядова в Крестовоздвиженскую. Неоднократно высказывались идеи о возвращении площади Свободы названия Острожная, о переименовании площади Ленина чуть ли не в площадь Немцова… Характерно, что инициаторы, на словах заботящиеся о благозвучности, смысловом наполнении и «исторической справедливости», на самом деле действуют избирательно и конъюнктурно. К примеру, никто не предлагает вернуть площади Минина и Пожарского ее историческое название – Благовещенская. Или же переименовать площадь Горького в Базарную, как она когда-то называлась. Оно и понятно: Минин и Горький у нас, что называется, в тренде и почете, любое посягательство на их имена вызовет бурную реакцию со стороны общественности и властей, в то время как за большевика Мартына Лядова вступиться вроде как некому.

Добавим, что нередко чиновники, не имея возможности ликвидировать сами советские названия и символы, пытаются опорочить их, так сказать, косвенно.

– Не так давно пытались протащить проект благоустройства площади Ленина, так там на полном серьезе прямо за памятником предлагали установить питейное заведение в виде железнодорожного вагончика с надписью «В. И. Ленин», – отмечает Владислав Егоров. – Мы тогда вмешались и прямо заявили: вы что, хотите, чтобы сожгли его? Не мы, конечно, а оскорбленные советские люди.

По всей видимости, «вагончиком» создатели проекта хотели намекнуть на пресловутый «пломбированный вагон», в котором, якобы, лидера большевиков везли через Германию в 1917 году.

Кстати, похожая история была с проектом благоустройства площади Советской, которую всерьез планировали засеять кукурузой вместо газонной травы. Вероятно, для того, чтобы напомнить нижегородцам о бурной деятельности Никиты Хрущева и заодно дать повод посмеяться над всем советским.

Материал взят из газеты “Ленинская смена”. Автор Михаил ХВОРОВ