Из доклада первого секретаря НРО КПРФ Владислава Егорова на IX Пленуме обкома

386

СССР стал кульминацией событий, которым положила начало ВОср, логическим итогом первой пятилетки существования Советского государства.

Рожденный революцией 17-го, СССР сам был государством революционного типа. Практически каждое крупное преобразование в советский период носило характер не столько реформы, сколько качественного рывка вперед, скачкообразного прогресса. Ощущение «продолжающейся революции» сопровождало советских людей на протяжении всей истории СССР: и при реализации ленинского плана ГОЭЛРО, и при механизации аграрной отрасли в условиях коллективизации, и, конечно, индустриальный прорыв СССР на место мирового лидера по темпам роста производства и производительности труда. Не говоря уже о культурной революции, в ходе которой с революционными энтузиазмом и решительностью в кратчайшие сроки было покончено с безграмотностью и заложены основы всеобщего высокого уровня образования в стране.

Государство рабочих и крестьян, государство без классового гнета, освободив человека труда от эксплуатации, установив принцип равенства и справедливости в качестве главной конституционной основы Союза ССР, провозгласило наступление новой эры человечества. Сам по себе этот факт уже знаменовал совершение «мировой революции», революции в сознании людей во все мире, после которой «жить по-старому» ни трудящиеся, ни капитал просто не могли.

Если Троцкий со своей теорией «перманентной революции» видел распространение идей Октября как экстенсивный процесс – от страны к стране, расширяя свою географию социализм должен завоёвывать для себя все новые пространства, то Ленин, Сталин и их соратники не предали идею мировой революции, но мыслили ее иначе. Революция действительно стала в России «перманентной», наполнила каждый этап жизни общества духом новаторства и самоотверженности. Революция воплотила надежды и мечты трудящихся России в конкретных созидательных государственных проектах – это вовлечение масс в революционное творчество сделало всю советскую историю историей углубления и развития революционных идей Великого Октября.

Революционный, новаторский, созидательный опыт советских преобразований на протяжении целых десятилетий – это уникальное явление для государств в мировой истории.

Сегодня даже далекие от левых взглядов технологи администрации Президента осознали, что опыт Советского Союза – это совершенно неисследованная область, которая может обогатить нас приемами и способами выхода из кризисных ситуаций. Вся Советская эпоха представляет собой апробированный набор методик для преодоления кризисов. Да и сам СССР – это фактически мощный антикризисный проект. Союз ССР и появился на свет как революционная реакция на вызовы, угрожавшие самому существованию Советской власти: разруха после гражданской войны, опасность новой интервенции, экономическая блокада Советской Республики, национальные противоречия…

Справившись с этими вызовами, СССР оказался перед проблемой технологического отставания от развитых стран, политической изоляции (США признали Советский Союз только в 1933 году) и мирового кризиса 1929 года. Так уж совпало, что первая пятилетка началась одновременно с системным кризисом мирового капитализма. И преимущества социалистической модели экономике на этом контрасте стали особенно очевидными. Затем тяжелые предвоенные годы, когда нужно было с кратчайшие сроки создать отечественную оборонную промышленность, и, наконец, годы войны, ставшие страшным испытанием для всей общественно-государственной и хозяйственной системы социализма.

Послевоенный кризис явил миру очередное «советское чудо»: безо всякого «плана Маршалла», в одиночку, в условиях тотальной разрухи и голода, Советский Союз не только оперативно преодолел последствия войны, но к середине прошлого века уже обладал атомной бомбой и реализовывал программу освоения космоса. В очередной раз Коммунистическая партия четко выстроила стратегические цели, определила пути их реализации и доказала способность мобилизовать общество для достижения антикризисных задач.

50-60-е годы дали новые примеры неиссякаемых ресурсов Советской страны для осуществления самых глобальных т смелых проектов. Строительство индустриальных гигантов, освоение огромных просторов Целины, прорывы в науке и технике, создание уникальной системы бесплатного здравоохранения и лучшего в мире образования, масштабное жилищное строительство, неуклонное повышение уровня жизни граждан и развитие системы социального обеспечения… В это же время реализуется программа освоения Крайнего Севера и Арктики, строятся крупнейшие города, прокладываются коммуникации, транспортные пути, разведаны месторождения нефти и газа, от экспорта которых теперь так зависит российская экономика…

Грандиозным и эффективным ответом СССР на возрастающую угрозу агрессии капиталистического Запада стало создание мировой системы социализма в самых разных формах взаимодействия с дружественными странами: от военной ОВД до СЭВ и поддержки стран социалистической ориентации в Африке, Азии и Латинской Америке. Именно тогда родился еще один образ Советского государства – так не похожего в своей внешней политике на поведение развитых капиталистических держав: это была рука, протянутая миру для рукопожатия, а во многих случаях – рука, кормящая мир, помогающая слабым в борьбе за свои права, останавливающая вражду и насилие. СССР стал гарантом мира на планете, используя ракетно-ядерный паритет для противодействия хищным притязаниям империализма.

Во многом следствием этого стало разрушение колониальной системы, начавшееся сразу после войны и завершившееся в 70-х годах.

Но кремлевские политтехнологи глубоко заблуждаются, когда стремятся выхватить из победоносного советского прошлого отдельные примеры – от возрождения патриотического воспитания и пионерии до принципов мобилизационной экономики в условиях санкций. Ведь, как известно: «Лучшая защита от капиталистического кризиса – это избавление от самого капитализма». Признание очевидности этого вывода для буржуазной власти в России сродни самоубийству. Сами понятия «индустриализация» и «модернизация экономики» несовместимы с жизнью рынка и олигархического монополизма.

Самодостаточная экономика, к которой сегодня призывают нас российские власти, словно очнувшись от спячки и поменяв риторику с заискивающей перед Западом на «патриотическую», по-настоящему эффективна только при социализме – в условиях общенародной собственности и планового хозяйствования.

Хотя и государственное планирование сегодня пытаются вживить в экономику России, не меняя ее капиталистической сути. Бюджет страны и регионов, согласно Бюджетному кодексу, должен формироваться по программному принципу. На деле, однако, утвержденные бюджеты перекраиваются в течение года по 10-12 раз и от первоначального варианта не остается практически ничего. Так, непрограммные расходы в бюджете НО на 2023 год составят 25,5 млрд. руб., что вдвое превышает текущий уровень. Доля же так называемых «прочих непрограммных расходов», в которых уже и концов не найдешь, за 2022 год выросла за год по сравнению с плановым показателем в 6 раз!

Бюджеты – федеральный и в субъектах России – должны создаваться на основе Прогнозов социально-экономического развития. На практике вероятность реализации этих прогнозов – гораздо меньше, чем, скажем, прогноза погоды на следующий год.

Как следствие, отсутствуют цели и ориентиры бюджетной политики, расходы никак не привязаны к доходам. Начиная текущий год с бездефицитного бюджета, мы уже в апреле имели дефицит в 28 млрд. рублей, то есть почти в 15% от годовых доходов. На следующий год запланирован дефицит 17 млрд., а общий долг региона возрастет до 75 млрд. Только на его обслуживание мы потратим почти 4 млрд. руб. – такими темпами за три года можно было бы построить в Нижнем современный онкологический центр.

Еще один пример буржуазного «планирования». Главный критерий состояния экономики – прибыль прибыльных организаций. В текущем году в области он сократился на 10%, каждое третье предприятие работает в убыток, каждый год закрывается предприятий на тысячи больше, чем создается новых. Но правительство закладывает в бюджет на следующий год рост поступления налогов и доходной базы. А ведь нереалистичные планы по доходам означают угрозу неисполнения расходных обязательств.

В одном Прогноз, очевидно, сбудется: численность населения региона за 4 года существенно уменьшится. Но и здесь власть ожидает благоприятных тенденций: дескать, вымирание, будет постепенно утихать, поэтому к 2025 году мы недосчитаемся «всего» 90 тыс. человек. То есть, через каких-то лет 50 количество нижегородцев ополовинится…

К планированию при капитализме прибегают в исключительных случаях и в ограниченных масштабах. Стратегическое планирование экономического развития в долгосрочной перспективе и как государственная программа впервые было реализовано в СССР. Это величайшее достижение общественно-научной мысли: не просто плыть по течению рынка, зависеть от экономических кризисов, а ставить цели и строить свою логику развития страны.

И здесь мы подходим к важнейшему выводу: советская модель хозяйствования и управления, вместе с плановостью и постоянной нацеленностью на модернизацию не может быть эффективно реализована без опоры на серьезный государственный сектор, занимающий ключевые позиции в основных отраслях экономики.

 

Между тем, сфера государственного регулирования в стране неуклонно сужается. В 2020 году в РФ насчитывалось почти 1,5 тыс. государственных компаний. В 2022 году их осталось 1200. К 2025 году прогнозируется сокращение их числа до 900. И это – следствие не рыночной саморегуляции, а последовательное осуществление плана приватизации госкомпаний, утвержденного Минфином в 2020 году.

Если вы думаете, что тем самым возрастет конкуренция и увеличится число граждан, вовлеченных в коммерческий сектор, то вы ошибаетесь. В 2022 году число закрывшихся частных предприятий в 1,5 раза превысило число вновь открывшихся. Происходит передел рынка в интересах крупных игроков. Олигархические кланы делят сферы влияния и утверждают свою монополию. А государство и малый бизнес вытесняются.

Придумана и еще одна форма «незаметной», неявной приватизации. Это – концессии. «Инвесторы»-концессионеры приходят в такие важные компании и сектора, как Теплоэнерго и Водоканал, сфера общественного транспорта, строительство школ, организация платного парковочного пространства.

Частные партнеры допускаются в область жизнеобеспечения, получают не только сверхприбыли от эксплуатации уже готовой инфраструктуры, но и контроль за коммунальными сетями, дорожным хозяйством, – а это уже сфера безопасности, здоровья и жизни граждан…

Только восстановление общенародной собственности на средства производства и объекты инфраструктуры позволит преодолеть коррупцию и управленческий хаос, вернуть в бюджет триллионы недополученных рублей и сосредоточить усилия всего общества на решение первоочередных производственных и социальных задач.

Вспоминая сегодня о рукотворных причинах распада СССР, следует, в первую очередь, уделить внимание «деидеологизации», так упорно насаждавшейся с конца 80-х годов в нашем обществе. На место одной идеологии всегда приходит другая. Общества без идеологии не бывает. Но нам пытались доказать, что «время идеологий прошло», нужно мыслить прагматично, «неважно какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей» и т.д. «Либеральная ржа», разъедая общественное сознание, порождала культ конкуренции, рынка, который «сам все отрегулирует», «ведь так живет весь цивилизованный мир».

На место государственнической советской идеологии, идеологии жертвенного служения Отечеству, интернационализма, дружбы народов, социальной справедливости, народовластия пришла идеология стяжательства, эгоизма, потребительства и наживы. Буржуазные ценности надолго оккупировали сознание многих наших сограждан.

Мы, как коммунисты, должны понимать и доносить эту мысль до всех и каждого: без восстановления социалистических принципов ведения хозяйства, основу которых составляет общенародная собственность, без возрождения социалистической идеологии и ее носителя – Советского государства – воспроизвести опыт Советского Союза, вернуть величие СССР современной России не получится. Экстраординарность этого опыта – в научной марксистской теории, лежавшей в основе создания этого уникального общественного явления – Советской цивилизации.

И никакими косметическими переделками «под СССР» сегодняшнюю Россию, по сути своей буржуазную, не отвести от края пропасти. Только социализм, только левый поворот в сознании масс! И в этом – наша историческая задача!